Роль туристско-информационного центра в развитии внутреннего туризма в Шадринске

В настоящее время происходит перераспределение туристских потоков в сторону увеличения внутреннего туризма. По данным Всемирной туристской организации, к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Причём 72% граждан готовы предпочесть внутренний туризм внешнему.

Смещение акцентов в сторону внутреннего туризма происходит отчасти из-за экономических и политических причин, а также из-за изменения потребительских предпочтений россиян. Туристы, насытившись традиционным пляжным allinclusive, ищут новые форматы отдыха. Современному туристу нужны вовлечённость, яркие впечатления, возможность окунуться и почувствовать реальность того времени, о котором он хотел бы узнать во время путешествия и посещения экскурсионных мест.

Может ли Курганская область и город Шадринск в частности дать это современному туристу? Наверное, да. Согласно данным национального рейтинга туристической привлекательности регионов России, Курганская область в 2015 году занимала 75 место из 85. А в 2018 году наша область поднялась до 67 места. Мы видим, что за три года наша область поднялась на 8 пунктов. В Курганской области в сфере туризма работает 3000 человек. В прошлом году они обслужили 143000 туристов. Сумма налоговых отчислений составила 55, 5 млн. рублей. Этому в значительной степени способствовала деятельность ТИЦ г. Кургана и ТИЦ Курганской области. До недавнего времени в области было два ТИЦ. Две недели назад был организован ТИЦ г. Шадринска.

Необходимость создания Туристско-информационных центров возникла в связи с тем, что удовлетворение туристского спроса и дальнейшее развитие туристкой сферы перемещаются в плоскость формирования новых турпродуктов, которые очень важно интересно «упаковать» и представить потребителю.

Но как же человеку, который никогда в Шадринске не был, решиться провести свой отдых в Зауральском провинциальном городке?

Вот здесь и вступает в свои права реклама. Да, у нас нет моря,у нас плохие дороги, мы глубоко провинциальны. Однако, эта провинциальность старинного купеческого городка – это и есть наша туристическая фишка. И, если акцентировать внимание не на этих пресловутых дорогах, состояние которых практически во всех городах одинаково, а сделать акцент на легенды, сказки, фольклор, на те здания, которые сохранили дух прошедшего времени, на те известные имена, которые принадлежат Шадринску, – то получится совсем иная картинка.

Допускаю, что не все в России знают Ивана Шадра, но все, кто родился в СССР, можно сказать, наших шадринских мужиков, благодаря Шадру, на руках носили. Известно, что на первых банкнотах РСФСР были изображения скульптур Шадра. Так вот, для создания скульптур сеятеля и крестьянина Шадру позировали крестьяне шадринского уезда Порфирий Калганов и Киприян Авдеев. Но где же об этом узнать туристу, если и шадринцы сами об этом знают далеко не все.

Мы привыкли по любому поводу обращаться к интернету. Однако, в наше время информационных перегрузок становится трудно найти нужные конкретные сведения. Сведения о нашем городе разбросаны по всему интернету. 4 млн. результатов выдает поисковик по запросу «Шадринск». И собрать их воедино, представить наш город, как интересный туристический объект – это и есть основная задача Туристско-информационного центра.

Целью Туристско-информационного центра г. Шадринска является формирование благоприятного имиджа города и района. Развитие города Шадринска, как туристического центра Шадринского района. Информационное сопровождение обратившихся в ТИЦ должно быть полным — от этапа, когда туристы только выбирают куда поехать, до обширной базы данных достопримечательностей, гостиниц, интересных маршрутов и любопытных сувениров. Вся эта информация будет сконцентрирована на официальном сайте ТИЦ города Шадринска.

С точки зрения туристского потенциала, город обладает уникальными историко-культурными ресурсами, которые должны продвигаться на туристском рынке.

Хочу обратить ваше внимание на уникальный объект, усадьбу купца Густомесова, подобной которой нет в Зауралье. Эта усадьба может быть использована как уникальный самодостаточный туристический комплекс. Здесь могут быть размещены и гостиничные номера, и кафе, и каретный двор, и музей, и выставочный комплекс, и ремесленные мастерские. Территория этого усадебного комплекса может стать прекрасной площадкой для различных событийных мероприятий. То есть это то, что может на перспективу приносить немалые деньги. Возьмите для примера бурно развивающийся Парк сказов в Свердловской области, Царёво Городище в Кургане. Нечто похожее, только лучше, с вековой историей. могло бы быть и у нас. Вопрос об этой усадьбе очень актуален. Пройдет совсем немного времени, и мы её потеряем.

Этот вопрос, как и многие другие, обсуждался на прошлой неделе во время проведения Круглого стола «Актуальные проблемы развития туризма в Шадринске», инициатором которого стал Туристско-информационный центр г. Шадринска. Целью заседания стала организация практико-ориентированного диалога участников туристско-рекреационного кластера, обсуждение путей взаимодействия государственных структур и организаций, работающих в сфере туризма и гостевого приема для создание благоприятных условий развития внутреннего и въездного туризма в городе Шадринске.

В работе круглого стола приняли участие представители Администрации города Шадринска и Шадринского района, отдела развития туризма Департамента экономического развития Курганской области, ТИЦ г. Кургана, представители Шадринской Епархии, Курганского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, члены Русского географического общества, представители бизнес-сообщества, журналисты, краеведы, архитекторы.Всего в работе круглого стола приняли участие 24 человека.

Во время работы Круглого стола был поднят ряд острых вопросов о факторах, сдерживающих развитие туризма в городе:

1. Уничтожение культурно-исторических памятников г. Шадринска.

2. Отсутствие координации действий участников туриндустрии.

3. Отсутствие четкой стратегической программы подготовки событийных мероприятий.

В связи с этим были сформулированы задачи, требующие первостепенного решения:

1. Консолидировать усилия всех заинтересованных сторон в развитии туризма в Шадринске. Это Администрация, туроператоры, общественные организации, предприятия сферы размещения и общественного питания, организации сферы аттракции, культурно-развлекательные, спортивные учреждения, транспортные предприятия.

2. Провести грамотный анализ существующих турпродуктов. Многим городам приходится придумывать себе бренды. У нас же надо развивать то, что уже имеется.

Например: Город имеет свой сказочный бренд Елену Прекрасную.

Есть скульптура Царевны Лягушки в Центральной библиотеке. Есть Музей Царевны лягушки в Центре «Лад ». И всё. А если создать уголок сказок шадринского уезда в горсаду, например. Тогда там можно проводить квесты, экскурсии. Такой уголок украсит фестиваль Елены Прекрасной. В горсаду есть и пруд. Самое место поселиться возле пруда скульптуре Елены Прекрасной возле «камня желаний» например.

3. Провести тематические круглые столы по каждому турпродукту.

4. Разработать подробный событийный календарь.

5. Осуществлять стратегическое планирование организации событийных мероприятий. Подготовка к крупномасштабным событийным мероприятиям требует длительной подготовки с четкими расстановками кто за что отвечает, кто что готовит и к какому сроку.

6. Осуществлять взаимодействие с Шадринским и др. районами Курганской области, а также с г. Курганом в проведении событийных мероприятий.

7. Усилить контроль Администрации г. Шадринска над архитектурным обликом города. Специалисты, занимающиеся экскурсионной деятельностью, бьют тревогу – им скоро нечего будет показать.

8. Создать инициативную группу по подготовке проекта реконструкции усадьбы купца Густомесова для участия в Президентском гранте.

Остановлюсь еще на таком моменте. ТИЦ – это реклама нашего города. Реклама должна быть яркой, красочной. Для этого нужны средства. Библиотека такими средствами не обладает.

Для примера: ТИЦ г. Кургана получил в этом году 1.800.000 руб. по программе «Любимый город». У них и впечатляющие результаты работы.

Примеры: шоколад, книги, буклеты.

Хотелось бы, чтобы и ТИЦ города Шадринска получил поддержку Администрации города, общественных организаций, частных инвесторов. Поддержку не только добрым словом. У нас сейчас для ТИЦ нет даже компьютера, я ношу свой ноутбук из дома. А ведь компьютер, вывеска – это то, что должно быть у ТИЦа в первую очередь.

Нам, хоть мы только-только встаём на ноги, есть чем похвастать. Нами была разработана и успешно используется настольная познавательная игра «Шадринские хроники». Это бродилка по полю, которое представляет историческую часть города, со всеми интересными архитектурными историческими объектами, загадками, легендами.

В планах заявиться на грант и выпускать игру, как сувенирную продукцию. Также сейчас мы проводим квест-ориентирование «В поисках купеческого клада». Это интерактивный квест, знакомящий участников с достопримечательностями города. Что касается сказочной направленности в нашей работе, мы создали сказочный квест «В поисках Елены Прекрасной». Этот квест очень полюбился нашим шадринским детям. В планах собрать программу «Были и легенды города Шадринска» для ребятишек из близлежащих деревень. Некий тур выходного дня.

Для этого опять же нужна слаженная работа всех участников туриндустрии, культурных учреждений, предпринимателей города и района.

Только сообща мы сможем добиться привлечения туристов, а с ними и денежных потоков в Шадринск.

М.Ю. Гуляева, зав. ТИЦ г. Шадринска

ДОПОЛНЕНИЕ:

  1. В Шадринске зарегистрировано 170 объектов исторического наследия, а элементарного — памятных досок нет и на половине объектов.
  2. В Шадринске сохранилось Воскресенское кладбище, как исторический объект культурного значения. А в каком запустении там находятся захоронения! За два года удалось упорядочить около десятка могил. А сколько там ещё могил почётных граждан, именитых купцов и благотворителей, знаменитых врачей, педагогов. К памятникам погибших от ран в госпиталях Шадринска должны вести не тропки между могил, а аллеи с освещением. Если всеми силами навести порядок, то экскурсий хватит не на один день.
  3. Действительно жемчужина Шадринска, области и даже УФО усадьба Густомесова российским МО РФ, при попустительстве областного управления культуры, была практически разрушена, вместе с домом, и сейчас нужны, верно сказано, не только слова участия, благодарности, но и вклад реальной финансовой помощи, в достаточно крупных размерах.
  4. Многие годы туристы УФО на автобусах едут в с. Боровское (женский монастырь), Далматово (мужской Далматовский монастырь), Батурино к архимандриту Капустину, Чимеево (монастырь), с конечной точкой в Кургане, а Шадринск, в котором исторических объектов в два раза больше чем во всей области, просто проезжают напролет. А у нас своя епархия, свои прекрасные церкви, в которых есть что посмотреть и о чем рассказать и помолиться.

— нужна уютная и дешёвая гостиница;

— нужно качественное и недорогое питание;

— нужны интересные познавательные программы;

— нужны интересные развлекательные программы;

— нужна сувенирная продукция различных направлений;

— нужны влюбленные в свое дело гиды – экскурсоводы;

А начинать нужно с ревизии всех числящихся памятников культуры. Их стало меньше и это «меньше» нужно установить.

Н.С. Косюк.

2.07.2019г.

Написать комментарий