Афанасиевская (Вознесенская) церковь с. Красномыльского

Возникновение села Красномыльского (под именем Красномысской слободы) относится к 1674 году. Основателями его стали «беломестный казак Шадринской слободы Мишка да драгун Афонька Первушины». На отведенных слободе землях вскоре появилось несколько селений. Согласно сенатскому указу, в 1732 году эта слобода была приписана для работ к Екатеринбургским горным заводам.

Одновременно с основанием слободы появился и самостоятельный Красномысский приход. В его состав, кроме самого села, входили деревни Сергеева, Боровая, Обухова, Ермакова и Максимова. Некоторая часть прихожан проживала также в единоверческом селении Погадайском, почти смежном с тремя последними упомянутыми деревнями. В таком составе приход сформировался в 1834 году. К тому времени в Красномысском приходе насчитывалось 3888 прихожан, в том числе 1924 мужчины и 1964 женщины.

Первый храм в с. Красномысском построили деревянный, и освятили его в честь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Время основания церкви, по всей вероятности, совпадает с основанием самого села или слободы, хотя с точностью это не известно. До освящения этого храма, как гласит местное предание, на территории слободы имелась часовня.

В 1755 г. прихожане села Красномысского предприняли постройку нового деревянного храма в честь Вознесения Господня. Обветшавший храм во имя Святых великомученников Афанасия и Кирилла было решено перестроить и утеплить, чтобы в нем можно было проводить службы зимой, а в новом, соответственно, летом. Обновленную Афанасиевскую церковь вновь освятили в 1771 г.

Однако в 1820 г. оба храма было решено заменить на новый каменный, двухэтажный храм. Работы по его постройке шли весьма успешно: уже в 1821 г. в нижнем этаже освятили придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, а в 1822 г. и главный престол нижнего этажа в честь Афанасия и Кирилла. Строительство верхнего этажа было завершено в 1848 г., тогда же состоялось и его освящение в честь Вознесения Господня.

По свидетельствам очевидцев, высокое здание храма отличалось величественностью, особенно его колокольня. Последняя производила сильное впечатление своей высотою, прочностью и основательностью, хотя и не была особенно изящной.
Иконостас в верхнем летнем храме был выполнен в византийском стиле. Что же касается иконостаса в Сергиевском приделе, то он, по всей видимости, был либо приобретен в какой-то старинной церкви, или же перенесен из одного из прежних храмов. Старожилы рассказывали, что его более чем приличный возраст можно было определить по боковой стенке (ни разу не ремонтировавшейся), возле которой устроен проход в Афанасиевский храм. Наконец, в Афанасиевском приделе иконостас отличался высокой художественностью рисунка и тщательностью проведенной работы: резной в стиле рококо, он являлся лучшим украшением храма.

Территория Афанасиевской церкви была обнесена каменной оградой с коваными решетками, изготовленными местными мастерами. При церкви, на углах западной стороны ограды, были устроены два каменных флигеля, предназначенные для хранения церковного имущества. Кроме того, во владении церкви состояли три деревянных, под железными крышами, дома для причта (церковных служителей). Также при церкви (в д. Сергеевой) действовала школа грамоты, а непосредственно в Красномысском – земское начальное училище.

Храм существовал до середины 1920-х годов, а во времена богоборчества был закрыт. Впоследствии иконостасы разрушили, а уникальные иконы и ценные предметы вывезли в Свердловск, где металлические оклады и церковную утварь отправили в переплавку. Так исчез с лица нашей земли еще один памятник культуры и центр воспитания и образования народа.

Новый одноэтажный (из силикатного кирпича) храм Вознесения Господня был построен в с. Красномыльском в 2010 году благодаря усилиям местных прихожан.

В течение нескольких лет, пока в здание не завели инженерные коммуникации, службы здесь проходили преимущественно в теплое время года, а сейчас церковные надобности отправляются здесь круглогодично. Настоятелем Красномыльского прихода, окормляющим храм Вознесения Господня, в настоящее время является протоиерей Дмитрий (Мельников).


Петр Осинцев.
Фото Олега Хайдукова.

Написать комментарий