Александр Лещёв

Александр Алексеевич Лещёв — шадринский купец, Почётный гражданин города, активный общественный деятель. Имя его известно, в первую очередь, как инициатора и участника проведения железной дороги Екатеринбург — Шадринск.

А.А. Лещёв родился в 1859 г. в купеческой семье. В 1872г. окончил Шадринское уездное училище. У него было два собственных дома на ул. Тюфяевской (Советской) и полукаменный двухэтажный — на ул. Московской (Февральской).
Первая его жена умерла, оставив сына Анатолия (1886 г.р.). Второй раз А.А. Лещёв был женат на Александре Фёдоровне Жиряковой, дочери купца, которая была моложе его на 16 лет, что не помешало им прожить в любви и согласии до последних дней. У них было четыре дочери: Зинаида, Тамара, Евдокия, Маргарита. Александр Алексеевич любил своих детей, всем дал образование, в том числе и музыкальное.

Достичь успеха, выбиться в люди А.А. Лещёву помогли хорошие знания, целеустремлённость, чувство долга. Он торговал хлебом, чаем, сахаром, крупой. Позже образовался торговый дом Лещёва — Жирякова со съестными прилавками и годовым оборотом в 20 тысяч рублей. С теми, кто у него работал, купец был справедлив и прост.

Известность в городе А.А. Лещёв имел не только как купец, но и как активный общественный деятель. Это подтверждает его подробный Формулярный список о службе за март 1909 г.

«(…) с января по август 1884 г. — комиссар городских общественных имуществ.

С января 1886 по январь 1889 г. был торговым Депутатом по г. Шадринску.

В 1888 г. по выбору Шадринского избирательного собрания он избирался Гласным городской Думы на четыре срока подряд (16 лет) и секретарём Думы».

В январе 1891 г общественная активность А.А. Лещёва была отмечена серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте.

По выбору Шадринской городской Думы с 29 марта 1891 г. А.А. Лещёв — Попечитель по постройке каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в г. Шадринске. С 23 ноября 1891 г. Александр Алексеевич — Почетный Попечитель городской Александровской богадельни, с 5 марта 1892 г. — директор Общества Попечительного о тюрьмах в г. Шадринске.
27 апреля 1892 г. А.А. Лещёв написал заявление в Шадринскую Думу: «Не нахожу слов как благодарить… за оказанное внимание предложением баллотироваться на должность городского головы, занять которую имеют большее право избранники из числа гласных Думы, а потому от желания баллотироваться отказываюсь».

С 30 октября 1892 г. А.А. Лещёв — член благотворительной комиссии по призрению бедных в г. Шадринске. В мае 1892 г. купец Лещёв А.А. жертвовал комиссии 180 руб.

Практически всю жизнь он был попечителем разных заведений. С 1895 года — пожизненно Почётный попечитель Канашского детского приюта и богадельни, с 23 февраля 1895 г. «Высочайшим утверждением Государыни императрицы» — «Почётный член Тобольского губернского Попечительства детских приютов»; с 23 июня 1900 г. — Почётный член Шадринского уездного Попечительства детских приютов.

7 ноября 1896 г. Лещёв награжден за полезную деятельность попечителя начальных народных училищ и школ 2-й серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Анненской ленте. С 1898 по 22 декабря 1900 г. — он член городской Управы и заступающий на место Городского Головы.

В архиве хранится заявление А. А. Лещёва от 21 мая 1894 г., в котором он пишет: «По сложившимся торговым обстоятельствам мне … приходится покинуть родной свой край, в котором фамилия Лещёва, начиная с дедушки моего, существовала 97 лет (…) Оставляя любимый мною Шадринск, для которого я старался быть истинным патриотом, (…) прошу …Думу уволить меня от нижеследующих занимаемых обязанностей и должностей: гласного городской Думы, попечителя Пожарного депо, строителя церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы (…) и выражаю мою искреннюю благодарность за доверие, оказанное мне выбором меня на должности городского самоуправления».

Главной целью жизни А.А. Лещёва было строительство железной дороги в Шадринском уезде. Его первая поездка в Петербург состоялась 18 марта 1893 г. в Депутации для ходатайства пред Правительством о проведении на Шадринск железной дороги, была неудачной. Ходатайство было отклонено.

К этому времени была построена Екатеринбургско-Тюменская железная дорога, и сибирские купцы получили возможность ездить за товарами в Нижний Новгород, минуя Крестовскую ярмарку. Что было крайне невыгодно для шадринского купечества — стали уменьшаться доходы. 29 октября 1902 г. — А.А. Лещёв, депутат от г. Шадринска для ходатайства проведения на Шадринск железной дороги. 11 марта 1904 г. Городской думой отправлена телеграмма (первой была подпись Лещёва), в которой доказывалась необходимость постройки линии Мишкино — Шадринск — Островская. Поддержку оказала Губернская Пермская управа. Кроме этого А.А. Лещёвым были отправлены многочисленные телеграммы в адрес Пермского головы, в Санкт-Петербург председателю биржевого комитета А.Я. Прозорову. Благодаря многолетним усилиям, настал день когда Питерская железнодорожная комиссия поддержала ходатайство шадринского общества о соединении рельсовых путей Екатеринбург — Шадринск — Курган. 13 августа 1903 г. в Совете Министров было решено продолжить линию Пермь — Екатеринбург — Курган через Шадринск. Такое решение для города Шадринска было жизненно важным.

В 1904 г. в связи с началом русско-японской войны, строительство железной дороги Синарская — Шадринск было отложено. А.А. Лещёв едет в С.-Петербург, в октября 1905 г. он получает послание: «…имею честь уведомить Вас, что дело о внесении железнодорожной линии Синарская — Шадринск внесено министром путей сообщения в Совет Министров… и будет назначено к рассмотрению…».

Ещё в 1903 г. А.А. Лещёву было присвоено звание Почётного гражданина города «…за труды по ходатайству о проведении на г. Шадринск железной дороги», вручена икона с изображением святого князя Александра Невского и адрес. 6 декабря 1907 г. А.А. Лещёв «Всемилостивейше награждён Государем Императором за труды и пожертвования золотой медалью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте. В 1910 г. Лещёв в одном из своих писем сообщает, что проект Синарская — Шадринск одобрен Советом Министров и скоро поступит в Государственную Думу. «Осчастливьте нас, …шадринцев, чтобы предстоящий 1911 г. был праздником праздников: ведь 22 года хлопочем, надоели всем власть предержащим, и для нас это стало утомительным». На счастье шадринцев в 1910 г. через Пермскую губернию возвращался из Сибири председатель Совета Министров П.А. Столыпин. 6 сентября 1910 г. на Екатеринбургском вокзале он принял шадринскую делегацию их двух человек. Докладную шадринцев передал министру, сопроводив своей личной запиской с просьбой не отказать в содействии к ускорению настоящего дела.

22 октября 1910 г. в Государственную Думу был внесен законопроект «Об утверждении строительной стоимости ж. д. Синарская — Шадринск», дороге был дан «зеленый свет». Строительство полотна дороги началось в 1911 г.
В 1912 г. А.А. Лещёв пишет в городскую Думу: « У подножия Шадринска скоро постелется полотно… железной дороги, ожидающейся населением с нетерпением почти четверть века, а это могучая сила… Долготерпение наше будет вознаграждено сторицей. Здесь появятся земледельцы и покупатели товаров. Придут сюда и хлеб, и другие сельхозпродукты». 25 марта 1913 г. город торжественно встретил первый паровоз, на котором вместе с бригадой находился торжествующий А.А. Лещёв.
Известно документально и то, что Александр Алексеевич построил на свои деньги Покровскую церковь (на её месте стоит стадион). «Благодаря моей деятельности я нажил массу врагов и прожил (…) всё состояние, потерял здоровье», — писал он позднее.

Скончался А.А. Лещёв в Пермской лечебнице для душевнобольных, похоронен в склепе у стен Покровской церкви 3 марта 1914 г. Гроб с телом покойного до Покровской церкви несли на руках. По распоряжению министра путей сообщения станция Замараевская была переименована в Лещёвскую. В советское время, когда церкви стали разрушать, была снесена и Покровская церковь, тело Александра Алексеевича было перенесено на Воскресенское кладбище, в настоящее время место захоронения Лещёва неизвестно.

По материалам Шадринского архива.

Написать комментарий