Богоявленский храм села Усть-Миасского

В 50 км к юго-востоку от Шадринска, на левом берегу реки Миасс, расположено старинное русское село Усть-Миасское.
В названии поселения отражается его местонахождение – практически у самого устья реки Миасс, при впадении в р. Исеть.

Такое расположение определило время основания села в том неспокойном и крайне опасном веке. По одним данным, это 1650-й, а по другим – 1670-й г. Основателем поселения-крепости называют исетского конного казака Тобольского разряда Давида Андреева. Служивый человек очень мудро выбрал место основания: с одной стороны – река, с другой — озеро, и перешеек как оборонное укрепление.

Когда в крепости появилась церковь, точно неизвестно, но есть косвенное свидетельство того, что в конце 70-х гг. XVII века в крепости жил священник в возрасте 61 года, служивший по православному канону.

В 1728 г. в крепости Усть-Миасской был построен деревянный, двухпрестольный храм в честь Богоявления Господня и св. Иоанна Златоуста. К сожалению, его судьба оказалась печальна, и во второй половине XVIII века он сгорел вместе с архивом и всем имуществом.

Вскоре был заложен новый деревянный храм, и освящён 2 февраля 1770 г. во имя тех же святых. Завершено его строительство было в 1775 г.

Храм Богоявления Господня, в просторечии Богоявленский, служил прихожанам более 70 лет, после чего стал заметно ветшать. Прихожане испросили разрешения на постройку нового, теперь уже каменного храма. Закладка новой церкви состоялась 6 июня 1837 г. на месте первого деревянного храма. Лишь 13 июля 1841 г. совершено освящение придельного храма во имя Иоанна Златоуста. В следующем году указом Пермской духовной консистории ветхий деревянный храм был упразднен.

В 1843 г. строящийся каменный храм обнесли каменной оградой на столбах и кованными решётками. Лишь в 1853-м был освящён главный храм во имя Богоявления Господня. Храм был построен в русско-византийском стиле с элементами классицизма: западный портал, южные и северные врата имели паперти с колоннами дорического стиля. Особых достопримечательностей в храме не было – скромный, двухпрестольный, одноэтажный храм с двухъярусной колокольней продолжает служить потребностям прихожан и по сей день.

В начале 30-х гг. прошлого века церковь была закрыта, богослужения здесь прекратились, а в здании устроили зерносклад. Лишь после окончания ВОВ храм был передан верующим по их просьбе.

Вышло так, что церковь оказалась единственной действующей на весь Каргапольский район. Здесь возобновились богослужения, проведение церковных обрядов – крещения, венчания, отпевания.

Как и в прежние времена, прихожанами храма являются жители дд. Воденниковой, Шахматовой, Липняговой, Ташковой, Нечунаевой, Мишагиной, Вяткиной.

В приходе Богоявленской церкви было три часовни, одна из которых находилась на кладбище села, а еще две – в Вяткиной и Нечунаевой. В богоборческие времена эти часовни были уничтожены.

Для церкви было выделено 180 десятин пахотной земли, более двух десятин усадебной и 18 десятин сенокосных угодий. Церковь имела один добротный дом для священников. При церкви также действовало приходское училище, а в Усть-Миасском – земская школа и школа грамоты в Шахматовой.

Пётр Осинцев.
Фото из свободных источников.

Наши дни.

Написать комментарий