Борьба на поясках в Зауралье

Вовлечение объектов нематериального наследия в современную культурную среду региона на примере русской народной борьбы на поясках как элемента традиционной праздничной состязательной обрядности Зауралья

История праздничных состязательных традиций Зауралья по русской народной борьбе на опоясках прослеживается на примере слободы «Царево Городище» (города Кургана) на съезжем престольном празднике в «Троицын День» близ Царева Кургана как предтечи «Дня Города Кургана».

В настоящее время наблюдается растущий интерес к народной традиционной культуре. Он вызван поиском своих духовных корней, которые помогли бы определить жизненную позицию в современной обстановке. На протяжении многих десятилетий при изучении истории России второй половины 19 начала 20 в. основное внимание историков привлекали социально-политические и экономические ее стороны. Духовный мир и культура (и, прежде всего, культура народная) этого периода с исторических позиций практически не освещались.

Конечно, попытки реанимировать весь комплекс народной культуры, сложившийся к началу 20 века, тщетны. Однако необходимость более полной и разносторонней реконструкции культурной жизни нашей страны и, в частности, Южного Зауралья, по всей вероятности, назрела. В этой связи настоящее исследования приобретает некоторую актуальность.

Храмовые (престольные) праздники были одними из наиболее почитаемых в народе. В народной среде получила распространение усеченная форма именования храмового праздника – «престол». Тем самым подчеркивалось сакральное значение церковного престола – место явления Бога и пребывания небесных сил. Приходские праздники были важны не только для данного прихода, но и для всех окружающих селений, так как большинство из них сопровождалось торжками и ярмарками, которые устраивались прямо у стен церквей. Старейшие ярмарки Кургана – Дмитриевская и Рождественская – появились через непродолжительное время после основания Христорождественской церкви и придела св. Димитрия Солунского.

Праздничное время – период наибольшей сакральной насыщенности. В Кургане наиболее чтимым был день св. Троицы, который совпадал с престольным праздником города.

Согласно описанию современников, этот праздник в первой половине 19 века проходил следующим образом. Из часовни деревни Курганной шесть девушек со священником выносили икону Божьей Матери и направлялись в город. У городской черты их с образами встречали жители Кургана. Преклонившись пред иконой Божьей матери, они вместе сопровождали этот образ в городскую Свято-Троицкую церковь. В этот день преображался весь Курган. Каждый старался украсить свой дом ветками березы или небольшими деревьями. Традиция украшения помещений ветвями деревьев тесно связана с христианством, так как такой дом или храм, символически воспроизводил три наиболее священных библейских места – гору Синай, покрытую лесом, где люди получили заповеди Божьи, Сионскую горницу, где на апостолов сошел Святой Дух и «кущу Аврамову», где пророк узнал о триединой сущности Бога. Неофициальная часть торжества обычно выносилась за пределы города к Цареву Городищу. В нем участвовали как простые горожане, так и местная аристократия. «Священным местом» для жителей Кургана и его окрестностей являлось место основания города Кургана, где в середине 17 столетия был построен острог для защиты от вражеских набегов кочевников близ древней могильной горицы – кургана, самого высокого места на территории современного города на высоком Арбинском (Алгинском) яру, слобода называлась «Царево городище». Официально принято предполагать год основания слободы тюменским крестьянином Тимофеем Невежиным в 1662 году, но по некоторым источникам русское поселение уже возникло здесь ранее. Слово «курган» — произошло из языка степных тюркских народов и означает «насыпь, стену, вал». Такие горицы-насыпи возникали на могилах древних царей, вот почему наш курган по преданию зовется «Царев курган», а возникшая на месте острога слобода «Царево городище». Слобода Царево Городище перенесена с Арбинского яра на 8 верст ниже по Тоболу, к Сухому озеру. Произошло это событие в 1695 году, предположительно после обвала высокого берега. Там она получила дополнительное наименование – Царекурганская или Курганская слобода, давшая название новому городу – Курган. Выбор же березы в качестве священного украшения на престольный праздник, видимо связан с представлением об особой ее значимости (согласно народным преданиям, именно береза растет «у самого пресветлого Рая»). В старое время, когда праздновали «престол» в Кургане в «Троицын День» и проходил съезжий праздник близ «горнего» места в Кургане были березовые рощи и проходило массовое народное гуляние всего Курганского округа, который включал в себя сам город и окрестные села и деревни, которых по древней исторической памяти народа объединял общий «престол» в Троицын День, т.к. первым каменным зданием в городе была именно Троицкая церковь, длительное время являвшаяся единственным храмом для всей округи. В 1767 году заложено первое каменное здание – трехпрестольная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, ранее единственный храм в городе был деревянным. Ему предшествовал первый храм в округе, стоявший в слободе Царево Городище еще на Алгинском яру у Царева кургана.

19 января 1782 года императрица Екатерина II подписала Указ об образовании Тобольского наместничества, в составе которого был создан Курганский уезд. 18 марта 1785 года Высочайше утвержден герб города Кургана: «В зеленом поле два серебряные кургана по имени сего города и в знак, что оные при самом городе находятся». Геральдическая символика отразила «священные символы» горожан – «Царев Курган» состоящий по преданию из двух макушек – «Царь» и «Царица» и зелени окружавших в престольный праздник города «Троицын День» березовых листьев зеленого цвета, в росших в окрест рощах и колках. Почитание березы русским народом подтверждается и тем, что некоторые старообрядцы практиковали даже исповедь перед березой.

Существовала региональная специфика храмовых праздников, которая определялась религиозными традициями населения, но в целом, церемония съезжих праздников в Зауралье была достаточно однотипна. Во всех селениях главные элементы следующие:

1.Предпраздничная подготовка (уборка, закупка продуктов, приготовление угощений).
2.Утренняя служба, на которую могли отправиться в некоторых местах только мужчины.
3.Ярмарка или Торжок, который устраивался на площади около церкви.
4.Праздничная обедня.
5.Приезд гостей из других сел и деревень, угощение их.
6. Развлечение молодежи, как правило, на улице.
7.Обход родственников и знакомых и катание на лошадях.

Съезжие праздники длились иногда по два-три дня. Праздники облегчали общение между различными местностями, преодолевая обычную замкнутость зауральской деревни. Поскольку в Зауралье и в Сибири крестьяне были крайне придирчивы в отношении степени родства (гораздо более, чем того требовала православная церковь), то они старались высватать жениха или невесту в другой деревне. Съезжие праздники представляли возможность провести смотр и выбор супруга. Лучший способ определения пары для создания здоровой жизнеспособной семьи – это проявление человеческих качеств во время молодежных игр, танцев и праздничных состязаний, наиболее характерным из которых являлась борцовские состязания, которые в Кургане проходили близ Царева Кургана и имели ряд особенностей, делающих данный обряд уникальным явлением, бытование которого зафиксировано документально средствами фотофиксации.

В некоторых деревнях съезжие праздники сопровождались так называемыми братчинами – совместной трапезе всех жителей деревни, на которые приглашались гости из других мест. Уникальность обычая заключается в том, что несмотря на то что в ряде регионов Урала и Западной Сибири были зафиксированы рассказы очевидцев о состязаниях по борьбе «под пояски», «на опоясках», но только на Курганской земле этот праздничный обряд нашел свое документальное подтверждение и зафиксирован путем фото-фиксации, что делает его сохранность и развитие бытования наиболее ценным Праздничный день начинался с торжественной службы в храме. После службы собирались в просторном и красивом месте. Начинали борьбу ребятишки с 5-6 лет, затем вступали ребята постарше, подростки, взрослые мужики и старики-бородачи. Весовых категорий не было. Борьба велась в положении стоя. Отпускаться от опояски было нельзя. На кругу сразу кричали: «Не можешь держаться, так зачем бороться идешь!» Боролись «партия на партию» на победителя — это когда проигравший уходил, а победитель оставался бороться со следующим. Были такие силачи-борцы, которые бороли подряд до 5, 10, 20 и даже 40 человек. Касание земли коленом уже считалось поражением. Были и распорядители боя, которые заранее определяли последовательность выхода борцов. Они же вместе со стариками и кругом судили спорные моменты, отдавая победу одному из борцов. Победитель «уносил круга» т.е. считался абсолютным победителем, получал в подарок обе опояски. Такой человек пользовался почетом и уважением, становился объектом гордости односельчан. Победа одного была победой всего коллектива, так как достигалась результатом общих усилий. Именно в такие моменты воспитывалось чувство товарищества, самоотверженность, взаимопомощь. У борцов была своя терминология и обрядность, главным атрибутом «руськой борьбы» в Урало-Сибирском регионе была «опояска» длинной более 2 метров, повязанная через плечо и на поясе, за которую осуществлялся захват во время борьбы. Единственный фотоснимок зафиксировавший обряд борцов был сделан на западной окраине Кургана в дореволюционный период в Троицын день.

Обрядовая праздничная состязательность по борьбе как часть народного быта и культуры русского населения Западно-Сибирского Зауралья является характерной особенностью праздников летнего цикла. Особенное место в ряду праздничной культуры имеет Троицын день ярким примером которого является народные гуляния у Царева Кургана. К сожалению живое бытование обряда, чаще всего фиксируется в сельской местности Зауралья более консервативной в своей жизни, чем город. В настоящее время город Курган из уездного превратился в областной центр, подвергся промышленной застройке, культовые сооружения являющиеся символом единения округа в советские годы борьбы с религией разрушены (в 50-е годы 20 века снесен храм Живоначальной Троицы на центральной площади города, место народных гуляний и празднования «престола» Царев Курган близ деревни Курганной и окрестности, подвергнуто массовой застройке и находится сейчас в п. Энергетиков г. Кургана).

Церковные праздники с массовыми гуляниями, борьбой, каруселями, хороводами собирали все поколения. Они были институтом передачи традиции детям, институтом брака, укрепляли межобщинные, межнациональные, дружеские, родственные связи, вкупе с торгами и экономические связи. Борьба же, как часть праздника, была одним из символов мужского единства, вокруг которого объединялась вся община: старики, бабы, девки, ребятишки.

Однако со второй половины 20 века традиция стала резко угасать. Нарушилась связь поколений. Сказались огромные людские потери в ВОВ и отток сельского населения, особенно молодежи, в города после выдачи паспортов в 1962 г. Старики — носители традиций, остались без преемников. Повлияло и изменение образа мыслей. Рушились храмы. Нарушался традиционный распорядок бытовой и праздничной жизни. Старинные праздники заменялись новыми светскими. Деревенская молодежь стала приобщаться к городской моде, музыке, развлечениям. Нарушались трудовые общинные традиции. Мужское население деревни ударилось в пьянство. Ослабели родственные связи, взаимопомощь. Так старики и молодежь лишились институтов преемственности национальных и религиозных традиций.

Русские, как цементирующая нация, дабы скрепить и растворить другие нации в рамках общности «советский народ», были намерено лишены национально-религиозного сознания, и, больше, чем другие народы СССР, ущемлены в правах на развитие национальной культуры. Сегодня мы пожинаем последствия той политики в виде национального экстремизма и других разрушительных явлений.

Но возможен и обратный процесс – это приживление к «стволу» Церкви оторванных от нее народных традиций, приобщение к традициям взрослых и молодежи, объединение их в православные братства. Город, приобщаясь к национальной культуре, потянет за собой деревню. Это оздоровит государство.

Русская борьба «на опоясках»

Условные названия борьбы: «на поясах», «под пояски», «сибирская», «деревенская», «крестьянская», просто «борьба», «в охотку», «русская/руськая», но чаще «на опоясках».

Опояска — это широкая полоска ткани (полотенце), пояс или верёвка длинной более 2 метров, которую повязывали на себя участники состязаний по борьбе. Чаще всего опояску повязывали через правое плечо и вокруг талии на левом боку, скручивая трижды, делали сверток-ручку, а на правом боку вязали узел на один бант. Узел вязался внутрь или наружу.
Подстраиваясь под леворукого борца опояску на тело соперника могли повязать наоборот, либо он просто мог поменять захват, взявшись, не за свёрток, а за узел. Специфика ведения борцовских состязаний зафиксированных в Курганском округе зеркальный способ повязывания опояски с захватом правой рукой сверху и левой на области пояса. Дети могли бороться без опоясок с захватом одной рукой за ворот, а другой за брючину или за ремень в области пояса, но с обязательным сохранением захвата во время борьбы. Т.е. манера завязывания «наоборот» от бытовавшей в других регионах Западной Сибири и Урала.

Опояску повязывали на голое тело или на одежду. Если одежду было жалко, её снимали чтобы не порвать. Если одежда была крепкая повседневная, боролись в ней. Если боролись в верхней одежде, например, зимой, опояску повязывали поверх верхней одежды.

Время и место борьбы. Состязания в борьбе проводились круглый год: в праздники, будни, выходные и торгово-ярмарочные дни. Интенсивность состязаний в течение года менялась. Она увеличивалась летом, и уменьшалась весной и осенью. Сказывалось проведение сезонных сельскохозяйственных работ и погодные условия.

В праздничные, ярмарочные, и выходные дни борьба традиционно проводилась в одном и том же месте. Характерными местами проведения были: центральная «площадь», на которой располагались церковь, магазин или правление, перекрёстки или развилки дорог, возвышенность, берег реки или пруда, поляна. Выбор был обусловлен удобством и красотой места.
Взрослые в будние дни могли устроить состязания в поле во время отдыха, возле магазина в ходе долгой очереди. Дети проводили состязания во время школьных перемен, после уроков, во время игр.

Способы формирования захвата и местные особенности. Борцы делали захват одной рукой за сверток-ручку, другой рукой за лямку перекинутую через плечо. Захват за сверток-ручку был стационарным, а за лямку условно стационарный, так как рука могла перемещаться по опояске. Отпускать захват или перехватываться за одежду запрещалось.

Если человек был левша и опояска на сопернике была повязана через левое плечо, то при обоюдном захвате руки соприкасались на уровне верхнего захвата. Если опояска на соперника была повязана через правое плечо, леворукий борец мог произвести захват левой рукой за узел, а правой захватить опояску, перекинув руку за спину.

Но были захваты, которые не вписывались в общие правила, способы смены захвата, при котором, борющиеся могли отпускать захват от опояски на плече и перехватываться из под руки или производить хват за пояс на талии, также борьба могла проходить без опояски и начиналась стандартным хватом одна рука на плече, другая на боку. В ходе борьбы можно было перехватываться за одежду и за руки, переводить борьбу в партер. Боролись, повязывая опояску как через плечо, так и по талии. Во втором варианте хват производился за опояску и одежду на плече. Было два варианта хвата за опояску, перекинутую через плечо. Первый вариант, предполагал хват, обращённый сжатой ладонью к себе, второй вариант предполагал хват, обращённый сжатой ладонью к сопернику. Второй более удобен, так как в натяжение лямки участвует большой палец, с помощью которого можно было в определенных случаях подцеплять и надергивать противника за шею.
Если опояски или верёвка отсутствовали, хват осуществлялся за одежду. В этом случае одной рукой захватывался воротник, складки одежды на плече, груди, или нагрудный карман, другой брались за ремень, складки одежды на боку, брюки, брючный карман.

Если боролись с голым торсом без опояски, боролись в обхват. Обхват не был стационарным, разрешалось расцеплять замок, обхватывать одной рукой шею, а другой, поясницу, перехватываться за брючный ремень.

Во время борьбы обувь обычно снимали, чтобы не покалечить ноги сопернику. Однако в Курганском регионе боролись всегда только в обуви, что находит отражение в ходе фольклорных экспедиций («бросишь так, что каблуки отлетали на сапогах» и фотографии участников состязаний на Царевом кургане, босыми на которых борются только дети из бедных семей, о чем говорит их одежда, из которой они уже выросли,. Опояска у них также отсутствует, т.к. пояс это элемент и знак зрелого парня и взрослого мужика, имеющий также цель подчеркнуть мужественность фигуры и являющейся «оберегом» мужчины (в отличие от малолетних детей и дряхлых дедов «оберег», которым еще и уже не нужен, поэтому пояс может отсутствовать, а одежда носиться на вырост, бесформенная, большего размера).

Техника борьбы

Стойка и требования к хвату за опояску.
Борьба проводилась в положения стоя. Стойка могла быть любая: прямая, согнутая, правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Специальные требования к стойке отсутствовали. Хват за свёрток-ручку был стационарным, вторая рука могла скользить по опояске. Это позволяло совершать оборонительные действия.

Вспомогательные действия. Для задуманной атаки использовали обманные и сковывающие движения, толчки, давления, рывки, потягивания, ущемления. Последние проводились при помощи скручивания и давления опояски, либо давящих, скручивающих и пилящих действий руками.

Группы бросков и приёмы. Приём – это отдельное законченное действие. Они объединялись в группы по определённому принципу. Принцип – это образ, идея, на основе которой объединялись сходные по своей механике приёмы. Похожие деление на группы были характерно для греков и гагаузов. Эти принципы отражались в понятных, ёмких названиях. Названия помогали систематизировать и классифицировать знания, объединить борьбу в систему доступную для понимания и освоения. Любые новшества легко вписывались в систему и классификацию. Хотя народная терминология и классификация полностью не соответствует современной, она не противоречит принятым в современном спорте понятиям рычаг, равновесие, точка опоры, инерция, сила тяжести, центр тяжести, центры масс, структура и т.д.

В борьбе выделяли группы бросков и сваливаний. Они имели свои названия.

1. «C холки» (холочка, с холочки, с бедёрки, через холку, через бедро, через бедёрку, брать на холку, брать на бедёрку) – это броски через бедро, через спину, подбивы и подхваты бедром.
2. «С носка» (через носок, брать на носок, подшибать ногой, подбивать ногой, ударить с носка) — это подбивы пальцевой частью своей подошвы ног противника. Воздействие осуществляется на стопу, голень, подколенный сгиб. Подбивы выполнялись изнутри или снаружи, с воздействием на одноимённую и разноимённую ногу противника, выходом на бросок спереди, сзади, сбоку. Выбивались одна или обе ноги.
3. «С крючка» (с крюка, крюк, крючок, подножка, с подножки, брать на крюк, брать с крюка, на крючок, оплести, захватить винтом) — это подножки, зацепы голенью и стопой, обвивы, отхваты, подбивы голенью, подсечки изнутри в колено (упором стопы), некоторые подсады.
4. «С пятки» (через пятку, брать на пятку, подшибать пяткой) — это зацепы пяткой, стопой, часть подсечек в колено («задние подсечки в колено» упором стопы). Цеплять пяткой можно было одноимённую и разноимённую ногу, изнутри или снаружи.
5. «С колена» (через колено, брать на колено) – это броски подсадом бедра, броски через колено с предварительным отжиманием колена противника изнутри или снаружи.
6. «С вертка» (брать на верток, верток, на силу, руками) — сваливания противника рывком или жимом вправо/влево или вперёд/назад. Повязанная через плечо опояска выполняла роль рычага. Она создавала дополнительное воздействие на конструкцию соперника. Хват за опояску увязывал работу обеих руки. При смещении свёртка-ручки на живот или поясницу варианты тактико-технических действий увеличивались.
7. «С кружка» (кружок, брать на кружок) — сваливание противника выведением из равновесия путём раскручивания противника в горизонтальной плоскости, используя центробежную и центростремительную силу.
8. «Осадить» (осаживание, посадить на задницу, посадить на корчажку, подломить спину) — сваливание противника на спину жимом или толчком.
9. «Через спину» (через себя, под рёбра) – это броски типа «мельница» в положении стоя без захвата за ноги, броски через спину, через плечо, перевороты. Могли выполнить только очень сильные. При таком хвате за опояску выполнить бросок было сложно.
10. «Подвал» (с подвала, с подвальца, на головку, через голову, через себя) — это броски через грудь, через голову в падении.

Толчки и надавливания головой или грудью, наступания на ноги, подминающие действия корпусом, локтями, предплечьями, а так же ущемления отдельно не выделялись и не имели названия. Возможно потому, что носили вспомогательный характер и были естественны для борьбы.

Трудности классификации. Одни и те же названия групп бросков по набору технических действий различались по местностям. Например, в некоторых называют бросок «через себя» — это броски вперёд (через спину, плечо, «мельница»), а другие броски «через себя» — это броски назад (через голову, передняя подсечка с падением, бросок через грудь и т. д.)

Ряд технических действий не поддаются чёткой классификации. Причина в том, что отсутствовали чёткие критерии правильности выполнения того или иного броска. Поэтому иногда трудно чётко классифицировать отдельные приёмы. Так совпадают по своей механике отдельные технические действия в группе бросков «через спину» и «с холки», а так же «с крючка», «с пятки» и «с носка». Отсюда не случайно исследователь Суэтин А. из Тюмени классифицирует броски с «пяточки» и «с носка» как разновидность «крючка».

Это говорит о том, что к названиям относились условно, так как не ставилась задача оценивать действия как в современном спорте. В народной борьбе существовали другие критерии победы.

Критерии победы. Для победы необходимо было дважды уронить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой. В случае равного счёта, боролись на победителя третий раз. Если падали оба, побеждал тот, кто оказывался сверху соперника. Если при падении соперников результат был спорным, боролись до нового броска. Бывали случаи, когда схватка заканчивалась досрочно после первого броска: «…иногда так сильно бросят, что друзья под руки из круга выводили, аж дышать не можешь».

Были и локальные местные особенности: где победа определялась после первого броска, либо после того как противник прижат к земле или положен на лопатки.

Существовало две системы проведения поединка: каждый за себя или коллектив на коллектив, другое название «стенка на стенку». Поединок проводился по принципу один на один «на победителя». Победитель поединка оставался бороться со следующим, вышедшим на него борцом, и так до выбывания пока не останется один победитель. Система «коллектив на коллектив» имела свою тактику, здесь было важно выставлять бойцов в определённой последовательности, чтобы измотать схватками сильных борцов противника, сохраняя силы своих на финальные поединки. Подобные системы отмечены и в кулачных боях один на один.

Обучение борьбе. В большинстве случаев обучение борьбе шло от практики к теории, от общего к частному. В большей степени самостоятельный поиск в рамках борцовского поединка. Процесс обучения был прерывистый и непостоянный, сказывалось проведение сельскохозяйственных работ, погодные условия. Главным методом обучения борьбе был поединок и самостоятельный поиск. «Борись, и борьба сама тебя научит!» или «Делай как я, повторяй за мной!» — главные принципы обучения борьбе. Вначале мальчики участвовали в борьбе как наблюдатели. Наглядный пример создавал общее представление о борьбе: критериях победы, захватах, терминологии. Наблюдая, а затем, лично участвуя, дети и подростки учились сравнивать действия, видеть сходства и различия, учились мысленно объединять отдельные броски в группы, замечать частные удачные моменты, в общем ходе поединка, обмениваться находками и использовать их. В начале ребёнок учился взаимодействовать с противником по ситуации, и лишь затем корректировать свои действия и отдельные приёмы. Так шёл процесс формирования и закрепления двигательного навыка, навыка сбивоустойчивости, вариативности. Действия ребенка корректировались устно и личным показом со стороны взрослых: старшего брата, дяди, отца, деда, которые показывали, где подбить ногой, когда лучше бросить, в каких случаях зайти «с холки», а в каких «с крюка». К 18 годам парень вырастал опытным борцом, а к 25-30 годам уже был настоящим мастером с двумя десятками лет практики. Благодаря простоте, борьба была доступной для понимания, массового обучения и передачи.

При подготовке проекта использованы материалы: Александрова А.В., аспиранта ИПОС СО РАН г. Тюмень; Такунцева М.Г., тренера ДЮСШ-5, историком Зауральского спорта; Курганского областного краеведческого музея, Федерации Русского рукопашного боя Курганской области, Курганского областного центра народного творчества, а также интернет ресурсы по генеалогии и краеведению Зауралья.

Приложение 2: фотографии фиксации обряда близ Царева Кургана в 1895 году (фотограф Кочешев, оригиналы хранятся в фондах Курганского областного краеведческого музея: фонд 68 опись 2, единицы хранения 61,62,63,64).

Владимир Александрович Ярушников,
тренер-инструктор НОУ УЦСП «Славяне»,
г. Курган.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам V этнолого-краеведческой конференции, посвященной памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2013 г.).

Написать комментарий