Есть ли среди шадринцев потомки Чингисхана?

В изучении местных русских фамилий исследователь иногда попадает в столь странную ситуацию, что возникает сомнение в целесообразности публикования таких находок. Слишком уже невероятными представляются этиологические объяснения какой-либо фамилии. К подобным неожиданным догадкам относится и эта попытка раскрыть происхождение, казалось бы, простой и привычной одной «нашей» фамилии.


У фамилии несколько вариантов написания, потому что она изначально была непонятной. И фактически официально эти разночтения считаются разными фамилиями. Но всё же у них один родословный источник. Эта фамилия – Горевских-Гаревских-Гареевских. Несколько позднее возникли другие варианты, основанные на общерусской литературной форме с окончанием «ский»: Гаревский, Гареевский, Горевский. Так что мы сейчас имеем, по меньшей мере, шесть фамилий, происходящих из одной.

И вот тут зададим вопрос: а какая же форма исходная? Какая более соответствует изначальной? Незначительная мелочь, но она ведёт в невообразимые дебри истории через потаённые ходы прошлого. Попробуем и мы продраться сквозь языковые и исторические заросли.

В первом варианте – Горевских – слышится какой-то отзвук от слова «горе». Вот только очень уже странное оформление фамилии. Во втором случае улавливается связь с «гарью». Вроде как «живущий на гари» или «погорелец». Но и в такое объяснение не очень-то верится. А вот когда начинаются размышления над третьим вариантом – Гареевских, – тогда возникает предположение, в которое читатель с трудом может поверить, но, похоже, наиболее близкое к истине.

Первый ключ к разгадке – это двойной «е» в фамилии Гареевских. Это представляется несущественным, малозначащим, но как раз главным, что связывает с историей фамилии. И след, по которому будет идти наш поиск, татарский. Тогда основной фамилией будет Гареев. Фамилия и сейчас довольно распространена у татар и башкир. Военным историкам хорошо известно имя академика Мусы Гареева, одного из наиболее авторитетных военных ученых. В Башкирии гордятся другим Мусой Гареевым – дважды Героем Советского союза. Есть и несколько иная форма фамилии, производная от других диалектов и наречий – Киреев. Причем эта фамилия обычна и среди русских. Любителям бардовской песни известен курганец Анатолий Киреев. В 70-80 годы выходили из печати рассказы сатирика Руслана Киреева. В Челябинской области, регионе со смешанным населением, эта фамилия встречается у русских, татар, башкир.

Но есть еще одно слово, от которого произошли эти две татарские фамилии (Гареев и Киреев), а от них и наши местные русские фамилии. Это слово – гирей. Сейчас оно встречается в именах и фамилиях тюркских народов. Но раньше, в средние века, если бы кто-то вздумал назвать так ребенка, то и ребенка, и всю семью вскоре бы прирезали. Подобный поступок расценивался бы как неслыханный по дерзости, аморальный, противозаконный, более того – антиисторический. Ведь это же родовой титул аристократии тюркских народов, наиболее влиятельный и знатный.

Знатоки русской литературы вспомнят, должно быть, начальные строки пушкинского «Бахчисарайского фонтана»:

Гирей сидел, потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.

У крымских татар Гиреи были наследственными ханами. Это была правящая династия: Хаджи-Гирей, Менгли-Гирей, Бурнаш-Гирей и т.п. Если кто-либо из других родов и взбирался на вершину власти, то от него быстро избавлялись, как от самозванца-узурпатора. Но и в самой ханской семье шла безжалостная борьба не на жизнь, а на смерть. Часто ко времени смерти отца – хана (по старости или насильственно) – из многочисленных сыновей оставалось несколько и тогда пускали в дело яды и кинжалы. Неудивительно, что в такой семейной обстановке многие старались поскорей выбраться куда-либо подальше. Так Гиреи рассеивались по окрестным землям и странам, где они входили в состав местной знати.

Вот характерный пример. Русские дворяне Киреевские, давшие России немало знаменитостей, вели свой род из Литвы. Но тогдашняя Литва – это Великое княжество Литовское, чьи южные границы соприкасались с Крымским ханством. Одного из младенцев из рода Гиреев тайно вывезли туда, а потом ему были даны во владения обширные земли в непосредственной близости от Крымских владений и потому постоянно разоряемые. Потомки этого младенца Гирея выехали в Москву, стали православными и, соответственно, русскими.

Немало влиянию Гиреев способствовала женская половина. Невесты из рода Гиреев выдавались во дворцы владетелей Персии, Багдада, Египта, кавказским князьям и особенно в Турцию. У Лермонтова был друг – кабардинский князь Шан-Гирей. Неоднократно дочери Гиреев выдавались замуж в татарские ханства, в частности Казанское, что способствовало укреплению как родственных, так и политических связей. Особенная нужда в таких невестах возникала во времена неурядиц, междоусобиц, смут. И за кого выдавали замуж невесту из Гиреев, тот становился наиболее влиятельным и знатным. Несколько раз такое сватовство предотвращало или прекращало разгоравшиеся междоусобные войны, меняло внешнюю политику.

Еще более важной для Казанского ханства оказывалась ситуация, когда политические группировки казанцев в целях компромисса приглашали на ханский престол прямых представителей из ханского рода Гиреев, сыновей крымского хана. Правда, столь же трепетного почтения к ним в Казани не испытывали: их свергали, выгоняли, убивали не раз, ведь в Казани не было потомственной династии, как в Крыму.

Но со временем, с усилением русского влияния и подчинения Москве, значение родственности и знатности стало заметно уменьшаться. Некогда влиятельные роды стали мельчать и беднеть, становясь, по современной терминологии, средним классом. Также многие знатные казанцы принимали русское дворянство с условием перехода в православие. В частности, вот характерный пример: сын казанского царевича Сафа-Гирея, Утемиш-Гирей, в крещении принял имя Александр и вошел в число русских бояр.

С течением времени и с введением наследственных постоянных фамилий у казанских татар распространялись и умножались фамилии типа Сафаргиреевы, Султангиреевы, Исламгареевы, Мингареевы и т.п., причем, почти все помнили о своей родословной по рассказам родных, старших, местных «ученых» – хранителей истории и традиций. Но их жизнь уже мало чем отличалась от «неродовитых» татар. И уже не стало нарушением обычаев называть сыновей просто по имени Гирей, а на казанском диалекте – Гарей. Но все же привилегия на такое имя получали потомки «настоящих» Гиреев. Потом появилась фамилия Гареев и другой вариант – Киреев.

Но не все мирились с унижением их общественного статуса, и немало гиреевых потомков уходило в другие земли, где чтили их род и где бы они могли сопротивляться русским, где бы сами они могли гордиться своей родословной. Уходили в степи и горы к мятежным башкирам, к ногаям, калмыкам. Надо признать, принимали их там с почетом, чем повышалось значение тех антирусских отрядов. Так, например, в 1682 году Асан Киреев возглавил отряд калмыков, совершивших набег на Уфимский уезд. Они грабили русские и башкирские деревни, угоняли скот да женщин ловили.

Татары сибирские и казанские исторически, традиционно находились во взаимной вражде. Но в условиях включения этих бывших ханств в состав Русского государства привилегированные сословия оказались ущемленными в своих правах и были настроены против новой жизни по-русски. А большая часть сибирских татар отвергала кучумовичей, которые только мешали жить нормально, и прежде богатая, властная знать, не находя опоры в народе, превратилась в разбойные банды, став «воровскими татарами», в противоположность «служивым татарам», которые вместе с русскими «воинскими людьми» разыскивали остатки кучумовичей.

Но вот что еще интересным оказалось. Некоторые представители родов Гиреев и кучумовичи, прежде враждовавшие, осознав уплывшую у них из рук власть, объединились для враждебных действий против русских и против отвергнувших их бывших подданных – татарский народ. Причем соединились семейными узами. Один из них «Давлет-Кирей, князь из рода Кучума», возглавил набег на Далматовский монастырь и исетские деревни в 1651 году. Раньше ни у кого из кучумовичей титула «Гирей (Кирей)» не было.

Кое-кто из казанских Гиреев уходил к башкирам, которые часто становились непослушными какой-либо власти. Но там знатность была не в чести, а ценилась воинская доблесть богатыря. И там Гиреи вскоре растворялись в общей массе башкир, оставив память об этом в своих сложносоставных фамилиях.

Последней попыткой использовать имя Гиреев в своих личных целях была предпринята авантюристом Карасакалом. В 1740 году он появился у башкир, заявляя, что направлен сюда турецким султаном для войны с русскими, а себя называл «кубанским султаном Гиреем».

Но большинство татар и башкир, у которых в фамилиях присутствует компонент «гирей», «кирей» постепенно и спокойно влилось в общую народную жизнь. Жили как все. Также постепенно и добровольно казанские, сибирские, башкирские Гиреи, как и многие татары, влившиеся в общую с русскими жизнь, принимали православие, переходили на русский язык и становились русскими. Оттого в наших краях так много фамилий, образованных от татарских слов, в том числе и фамилии Гареевских.

Казалось бы, на этом можно было бы закончить очерк по родословной простой и привычной фамилии, ставшей вдруг удивительной и таинственной. Но есть еще одно обстоятельство, кажущееся еще более невероятным.

Разберемся с вопросами: откуда и как в Крыму оказались Гиреи и почему именно они стали царствующим родом? Гиреи относились к потомкам племени кереитов. Во времена объединения Монголии Чингисханом кереитский хан Тогорил считался одним из главных соперников в борьбе за единовластие. Именно ему китайский император дал почетный титул Ван-хан, что примерно значит «князь, признанный императором Китая, как хан монголов». Кроме прочих причин, это делалось и с целью разжигания междоусобной войны, в которой сами китайцы не участвовали. Таким образом, Тогорил (Ван-хан) считался самым достойным, рангом выше остальных соперников и претендентов на власть. Но победа, как мы знаем, досталась Чингисхану (Темучину).

Часть кереитов была истреблена; другая спасалась бегством за Алтай на запад; третью часть племени включили в общемонгольское войско. Чингисхан своего старшего сына Джучи женил на дочери Ван-хана – Есун-бегим (есть разные варианты написания её имени). То есть более известный у нас Батый по матери кереит, а Золотая Орда первоначально была западной частью более обширного государства – Улуса Джучи.

Собственно, монголы быстро тюркизировались в среде побежденных и стали в Золотой Орде говорить на тюрском (древнетатарском языке). Бывшие монголоязычные кереиты, потомки Джучи, на местном диалекте стали Гиреями, правящим племенем во вновь расколовшейся на несколько ханств Золотой Орде, – в Крымском ханстве. Столь длительное существование последнего осколка Чингисова наследия (до 1776) обеспечивалось поддержкой могущественной и обширной Турецкой империи. Постепенно крымские татары стали мало чем отличаться от турок. А сами турки их и не считали отдельной нацией, а частью турецкого народа, живущего по другую сторону моря. Только лишь осознание истории своей правящей династии, Гиреев, удерживало самосознание крымских татар от полного отречения. От казанцев они гораздо дальше, чем от турок. И по языку, и по внешнему облику, и по обычаям, и по менталитету.

Многовековые распри разбросали чингисидов по враждебным лагерям, но многим хотелось иметь собственное государство. Немыслимы оказались исторические пути осколков прежде могучих кереитов. Одной ветви кереитов – джучидов – история уготовила быть царствующей династией в Крыму. Но Крымское ханство – это не только полуостров, а обширные причерноморские степи, превращенные в пастбища, – от Молдавии до Центрального Кавказа. Другая часть кереитов, сопротивлявшаяся до конца Чингису, ушла в западные степи и мелкими группами влилась в состав других племен и народов. Роды кереев находятся в племенных группах казахов, род гэрэ у башкир ведет свою родословную от них же – от врагов Чингиса.

Но наиболее странная, загадочная и трагическая судьба выпала на долю тех групп кереитов (кереев), кто прибился к сибирским татарам. Эти группы кереитов к ветви чингисидов никаким образом не относятся, а как раз наоборот – они решительные противники чингисидов-джучидов, те кто всегда были вместе с Ван-ханом. Какая-то часть убежавших от уничтожения кереитов в Западной Сибири составили ядро клана Тайбугинов, постоянно враждовавших с другой ветвью племени, ведущих свою родословную от чингисидов – джучидов, а позднее и с кучумовичами.

Тайбугины наиболее яростно отстаивали античингисидову трактовку монголо-татарской истории, считая Чингисхана узурпатором, незаконно захватившим власть. А настоящим ханом для них был Ван-хан (Он-хан). Такая идеологическая историческая концепция являлась весьма странной и редкой у азиатских стран и народов. Для них чингисиды: джучиды, шейбаниды, кучумовичи, гиреи были пришлыми оккупантами. Причем тайбугинов поддерживали массы простого народа и ранее пришедшее сюда тюркское население, и потомки местных угров, перешедших к тому времени на татарский язык. Хотя большинство народа все же не разбирались в хитросплетениях исторических корней непонятной вражды знати.

Последнее противодействие Гиреев пришлось на время Великой Отечественной. Тогда в стремительном наступлении германских войск в 1941 году многие просто не успели эвакуироваться или надеялись на скорое освобождение. В том числе и крымские татары. Из них немцы создали охранные отряды – охранять лагеря и тюрьмы, склады, дороги, преследовать партизан.

В Крым немцы привезли из Турции тех татар, которые бежали с белыми и, конечно, потомков крымских ханов Гиреев. Эта вновь вернувшаяся крымская знать развернула активную пропагандистскую компанию, основанную на фантазиях, вроде того, что Гитлер-эфенди создает новое Крымское ханство и тому подобную галиматью. Главой крымских фашистов был поставлен прямой потомок ханской династии Султан-Клыч-Гирей. После войны его в числе немногих предателей не расстреляли, а повесили. А во время борьбы за Крым над войсками главаря предателей нависали самолеты советского Гирея – крымца Амет-Хан Султана, дважды Героя Советского Союза и представителей башкирской ветви Гиреев – дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева, Героя Советского Союза Ахметзяна Султангиреева.

После войны к казанскому Гирею – академику Мусе Гарееву шли с мемуарами генералы и маршалы со своими мемуарами, военные историки для получения рецензий, уточнений, справок, редактирования…

И, наконец, напомним, наверное, уже о забытом факте. В начале 80-х годов в нашей местной печати было опубликовано письмо военных краеведов с Западной Украины, в котором они сообщали, что в начале войны в одном из концлагерей шадринский военврач Гареевский или Гаревских спас жизнь многим раненым. Его расстреляли за то, что некоторые выхоженные им бойцы были переправлены к партизанам.

Горшков Анатолий Егорович,
краевед.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VIII этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (4 октября 2016 г.).

Написать комментарий