Глиняная игрушка XXI века

В России с XVI века обжигали и расписывали глиняные игрушки. Это были не просто предметы быта, выполненные индивидуально, а произведения, которые показывали, как развивалась народная пластика. В глиняной игрушке передавалось представление о жизни, труде, красоте.

На создание шадринской глиняной игрушки меня вдохновили фотографии русских красавиц в книге М.Н. Мерцаловой. Благодаря работе в Центре «Лад», у меня появилась возможность изучить особенности девичьего и женского костюма Шадринского уезда и в итоге слепить с позирующей коллеги фигуру в костюме, состоящем из многих элементов (рубаха, сарафан, нижняя юбка, фартук-запон, пояс, платок).

Фигура лепится из цельного куска шадринской глины. Постепенно вытягивается юбка колокол, потом крестообразно руки и голова с учётом предполагаемого костюма и движения фигуры. Детали костюма прорабатываются с помощью скульптурного стека. Учитывается крой одежды, головной убор и украшения и особенности позы: женщина держит в руках какой-либо предмет быта: корчагу, корзинку с гусём, хлеб и соль. Пластика обладает скульптурной законченностью.

Затем высохшая фигурка обжигается, шкурится и покрывается водоэмульсионной краской. Для росписи используется синтетическая и беличья кисти. Роспись ведется гуашевыми красками, после просыхания покрывается двумя слоями лака ПФ-283.

Техника росписи отличается простотой, используются элементы урало-сибирской росписи конца 20 века. Сначала делается подмалёвок основных пятен. Один край кисти обмакивается в краску подмалёвка, а другой – в белила. Белила могут идти по внешнему или по внутреннему контуру, благодаря чему чистые, не всегда сгармонированные цвета смягчаются, происходит объединение живописной поверхности. Завершают роспись приписки и травки, повышающие орнаментальность мотивов и связывающие их с фоном.

Основные мотивы росписи – цветы, бутоны, листья, точки и полоски. Размеры их различны, они зависят от расписываемой плоскости: это либо воспроизведение рисунка ткани, либо традиционной вышивки, кружева.
Роспись нарядная и декоративная, она несёт положительные эмоции и воссоздает традиционные для конца XIX века костюмы жительниц Шадринского уезда.

В дальнейшем хотелось бы найти простые пластические решения формы игрушки, создать мужской образ и внести в роспись больше живописности, уменьшить количество графических элементов.

Антропова Любовь Александровна
Центр русской народной культуры «Лад».

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VIII этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (4 октября 2016 г.).

Написать комментарий