Хлеб Зауралья

Известно, что мы живём в хлебном крае. Недаром Курганскую область называют «житницей Урала». Даже роман Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб» написан на основе шадринских событий. Писатель сравнивает торговые лавки с челюстями, пережёвывающими богатство города, а хлебную Покровскую площадь с его желудком. Большое внимание в романе уделено торговле хлебом и установке мельниц.

Неудивительно, что именно здесь родился будущий полевод Т.С. Мальцев. На его малой родине в с. Мальцево действует Дом-музей, посвящённый жизни народного академика, поэтому в краеведческом музее нет необходимости в подобной большой экспозиции.

Однако, в 2011 г. сотрудниками музея была создана большая выставка «Хлеб Зауралья», на экскурсии по которой побывало множество школьников как из города, так и из района. После демонтажа экспозиции выяснилось, что тема осталась востребованной. Тогда были разработаны лекции для старшего школьного возраста и занятия для младшего, которые проводятся на базе зала истории, где в постоянной экспозиции можно видеть такие экспонаты, как соха, коса-«горбуша» и коса-литовка, серп, цеп для обмолота зерна, ручные жернова, даже деревянную лопату, а также макет русской печи.

Методическая разработка

Цель занятия: познакомить детей с историей «открытия» хлеба, в доступной форме рассказать о земледелии в нашем крае, ввести понятия «абсолютный голод», «относительный голод».

Задачи: продолжая тему «Хлеб Зауралья» поддерживать внимание к такому продукту как хлеб, дать возможность сравнить орудия труда прошлого и настоящего.

Оборудование: постоянная экспозиция, экран, проектор для показа слайд-фильма.

Ход экскурсии:

Экскурсовод приводит группу в зал истории г.Шадринска, подводит к экспозиционному комплексу, демонстрирующему экспонаты, относящиеся к земледелию, севу, уборке урожая. Там же можно видеть комплекс, рассказывающий о крестьянском быте. На этой базе и проводится основная часть занятия.

Экскурсовод: «Ребята, скажите, пожалуйста, какой продукт на нашем столе мы встречаем каждый день?» Дети: «Хлеб». Экскурсовод: «Действительно, каждый день мы едим хлеб и совсем не задумываемся об его уникальности. Этому привычному для нас и, на первый взгляд, простому продукту и посвящена наша сегодняшняя встреча».

Далее следует рассказ о том, как люди открыли для себя источник питания в виде маленьких зёрнышек, научившись делать из них похлёбку, а позже, когда познакомились с огнём – лепёшки. О древних египтянах, считающихся первыми хлебопёками, о случайном открытии дрожжей. Можно рассказать о том, как появилось само слово «хлеб» и как оно звучало в разных языках. О том, какой хлеб пекли на Руси, и когда появился у нас чёрный хлеб, так полюбившийся русским.
Экскурсовод: «Ребята, скажите, когда мы празднуем встречу Нового года?» Дети: «Зимой». Экскурсовод: «А вот когда-то начинался год весной. Ведь именно весной крестьяне выходили на пахоту. Происходило это не в какой–то определенный день, а тогда, когда земля была готова. Считалось, что земля должна подсохнуть так, чтобы не резалась пластами, а рассыпалась под сохой. Но и не успела затвердеть настолько, чтобы соха не могла ее взять. Готовность земли к пахоте определяли так: горсть земли сначала крепко сжимали в кулаке, а затем кулак разжимали. Если земля рассыпалась при падении, значит, готова для пахоты, если падала комком – еще не поспела. Такой способ проверки земли может и сегодня подойти».

Инструмент, предназначенный для пахоты – соха, находится в экспозиции нашего музея. Экскурсантам предоставляется возможность рассмотреть его и здесь же – показывается слайд, на котором видно, как работал крестьянин в поле.
«Как вы думаете, легко крестьянину было работать таким инструментом?», — спрашивает экскурсовод группу. Дети: «Нет». Экскурсовод: «Конечно, ведь соха натыкалась и на камни, и на различные корни. Тяжёлый труд был у крестьян. Наряду с сохой в качестве пахотного орудия применялся плуг. В отличие от сохи он не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его». Здесь (на слайдах) группе показывается плуг с колёсным передком – сабан, используемый народами Поволжья и Сибири.

Экскурсовод: «Скажите, а вы пользуетесь расчёской?» Дети: «Да!» Экскурсовод: «Давайте обратим внимание вот на этот инструмент, называется он – борона. Борона действовала на вспаханную землю так же, как расчёска на наши волосы. Убирались лишние вкрапления, и, считалось, что после боронования земля как будто пуховая». Детям даётся возможность рассмотреть борону на слайдах.

Затем следует рассказ о севе и об уборке урожая.

В экспозиции представлены коса-«горбуша» и коса-литовка, цеп для обмолота зерна, грабли. Экскурсантам даётся возможность познакомиться с инструментами, объясняется, когда и какими пользовались. Экскурсовод: «Пора уборки урожая называется «страда» от слова – «страдание», потому что очень нелегко приходилось людям в поле. По окончании страды оставляли в поле маленький несжатый пучок колосьев. Для чего? Чтобы «кормить» землю для восстановления ее сил и получения будущего урожая. Такой последний сноп на Юге Руси называли дожинком, на Севере – обжинком».

Ручные жернова можно видеть в экспозиции. «Что нужно сделать с зерном, чтобы была возможность испечь хлеб?» — задаёт вопрос экскурсовод. «Смолоть», — отвечают дети. Происходит осмотр витрины с экспонатами, здесь же можно рассказать о различных видах мельниц, показать, как они выглядели (слайды).

Рядом с макетом русской печи, в числе прочего, находится деревянная лопата. Можно вспомнить сказку о Жихарке и рассказать для чего эта лопата. А также о том, что к хлебу нашим предки не прикасались металлом, дабы не сделать ему больно и даже на столе каравай ломали, а не резали.

Экскурсовод: «Знакомо ли кому-то из вас имя Терентия Семёновича Мальцева?» Дети: «Знакомо». Показывается слайд с портретом полевода, здесь же рассказывается биография народного академика.

Далее следует рассказ о том, как обрабатывали землю в ХХ в. и даётся возможность сравнить с тем, как это происходило раньше.

Экскурсовод: «В наше время труд практически полностью механизирован. Внедрение новых машин, аппаратов и механизмов способствует росту объемов производства, облегчает работу и повышает качество продукции».

Рассказывается и о шадринском элеваторе и хлебозаводе. Как хранится зерно, и как из него получают вкусный хлеб.
Далее группе предлагается пройти в зал «Научное хранилище», где в экспозиции присутствует коллекция хлеба 1921 г.
Экскурсовод: «Скажите, сколько раз в день вы едите? Наверное, у вас есть любимые блюда. А если ничего не съесть за день? Представьте, что нет никакой еды. Совсем. И не было вчера и не будет завтра. К счастью, мы с вами не знаем на собственном опыте, что такое голод. Но, думаю, что если спросить ваших бабушек и прабабушек, они расскажут». Рассказ об «абсолютном» и «относительном» голоде. Показываются образцы суррогатного хлеба, собранные в 1921 г. Детям предлагается прочитать этикетки, увидеть, как выглядел «хлеб» из глины, ила, семян льна и т.д. Вернувшись в зал истории, детям демонстрируются хлебные карточки времён войны (на слайде или приносятся с собой для экскурсии).

Экскурсовод: «Через 26 дней после начала Великой Отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. Вы видите талоны на хлеб, без них хлеб нельзя было купить в магазине. Детям, таким как вы, полагалось 100 граммов хлеба в день. Давайте, представим, сколько это. Многие ребята не получали больше никакой другой еды. А в феврале 1943 г. Детские карточки и вовсе перестали отоваривать».

В заключение экскурсии подводится итог сказанному, если позволяет возраст группы, можно предложить загадки о хлебе, внести игровые элементы.

Занятие может проводиться для детей от пяти до десяти лет. Использование слайдов также возможно для лекции, адаптированной к более старшему возрасту.

С появлением новых средств технического обеспечения всё чаще появляется возможность создавать подобные занятия, проводящиеся на основе экскурсии по временной выставке, но на базе постоянной экспозиции музея. Что, соответственно, позволяет поддерживать интерес к той или иной рассматриваемой теме, а также более эффективно работать с образовательными учреждениями города.

Елизавета Александровна Гилёва,
Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам V этнолого-краеведческой конференции, посвященной памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2013 г.).

Написать комментарий