Как шадринцы первую Думу выбрали

В августе 1905 г. Николай II поставил свою подпись под несколькими документами, создававшими правовую основу для формирования законосовещательной Государственной думы. Однако та Дума никогда не была созвана.

В документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, препятствовавших широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы. Революционная Россия в 1905 г. семимильными шагами прошла путь от Манифеста 6 августа до Манифеста

17 октября, который и даровал России законодательный выборный парламент – Государственную думу.

В Манифесте 17 октября говорилось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным (депутатам) от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей». Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный.

Общегосударственные события привели к образованию различных избирательных объединений и в г. Шадринске Пермской губернии. Так, в начале декабря 1905 г. здесь был образован Шадринский народноправовой союз. В фондах краеведческого музея нашего города хранится декларативная листовка от 7 декабря указанного года о целях учреждения данной организации. В ней прописано, что Манифестами от 6 августа и 17 октября 1905 г. народ России должен был выбрать доверенных лиц для представления их интересов в Государственной думе. Потому для мирного порядка введения парламентских законов на местах и был образован Шадринский народно-правовой союз. Лица, входившие в эту организацию, объединялись для убеждения жителей города и уезда в том, что только Государственная дума может выработать справедливые законы управления страной, которые бы помогли российскому царю править империей.

Шадринский народно-правовой союз выступал за всеобщее избирательное право, равное для всех сословий России.

Согласно декларации, учреждения этой организации, выборы в Государственную думу должны были проходить тайным голосованием для населения, достигшего гражданского совершеннолетия. Выборы надлежало проводить в два этапа. Сначала избирались выборщики, представляющие интересы от 10 до 20 избирателей, потом доверенные лица народа должны были выбрать депутата от Шадринского уезда. Наличие выборщиков объяснялось следующим обстоятельством: не могут же все жители уезда знать одного человека. Вследствие этого и было необходимо двухступенчатое проведение выборов, когда на втором этапе доверенные лица избирателей могли лично познакомиться с кандидатом в депутаты.

При выборах в гласные (члены) городской Думы и Земского собрания Шадринский Народно-правовой союз стоял за прямое голосование, при котором каждый избиратель отдавал свой голос прямо тому лицу, которое избиралось в городские и земские гласные.

Всех согласных с избирательной платформой Шадринского народно-правового союза эта организация призывала вступать в свои ряды. Желающим следовало заявить об этом письменно или лично в Шадринскую городскую управу. Членский взнос составлял 1 рубль в год.

Согласно целям своего учреждения, Шадринский народно-правовой союз был создан для помощи государственным органам и прежде всего царю в управлении страной. Потому Союз можно рассматривать как проправительственную и монархическую организацию.

История этой общественнополитической организации в г. Шадринске требует тщательного исследования с привлечением всех возможных источников. Данное условие справедливо и по отношению к прочим отделениям всероссийских политических партий и организаций в г. Шадринске.

А как же прошли выборы в первую Государственную думу в Шадринске и уезде?Вопрос также требует своего последующего разрешения. Впрочем, очевидно, что всё происходило, как и во всей стране, в период с 26 марта по 20 апреля 1906 года. Выборы состоялись по новому избирательному закону от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконений», который расширил круг городских избирателей, включив в него не только владельцев недвижимости, но и плательщиков налогов.

Выборы депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на две тысячи избирателей, в городской – на четыре, в крестьянской – на тридцать, в рабочей – на девяносто.

Таким образом, для избрания депутата в первую Государственную думу г. Шадринск вряд ли мог дать более одного выборщика (5442 человека мужского пола по данным Всероссийской переписи населения без ограничения по возрасту). Да и наличие этого одного выборщика находится под сомнением, учитывая прочие ограничения для избирателей.

Проживающие в Шадринском уезде 146603 человека мужского пола (с учётом жителей уездного города) могли в самом лучшем случае предоставить четыре выборщика, а в реальности, скорее, двух таковых.

Получается, депутат, представляющий интересы Шадринского края в Государственной думе, избирался очень ограниченным количеством выборщиков. Скорее всего, данный депутат был выбран от гласных нескольких уездов Пермской губернии, помимо Шадринского, и потому вряд ли проживал в наших краях.

Впрочем, как говорилось ранее, этот вопрос ещё требует своего дальнейшего разрешения.

Александр БЕСПОКОЙНЫЙ,

старший научный сотрудник

Шадринского краеведческого музея.

Написать комментарий