Комплекс мужских традиционных ремёсел зауральского Приисетья

В течение 20 лет Центр русской народной культуры «Лад» г. Шадринска занимается сбором, изучением, ретрансляцией различных аспектов традиционной народной культуры русского населения Шадринского края (традиционной крестьянской одежды, промыслов и ремесел, в том числе и художественных, праздничной культуры, вербального фольклора и др.).

На формирование культурных устоев и эстетических представлений крестьян Зауральского Приисетья (территория вдоль реки Исеть: от впадения в неё реки Синары и до впадения Исети в Тобол) оказали влияние традиции различных областей России. Однако самым значимым фактором явилось народное искусство «старожилов» — русских крестьян, переселявшихся на новые земли в XVI –первой половине XVIII веков, в основном из северорусских территорий – бассейнов рек Северной Двины, Сухони, Вычегды, Пинеги и Мезени. Обычаи и традиции выходцев из Архангельской, Вологодской и других северорусских губерний стали главным компонентом складывающейся в течение последних столетий культуры русских крестьян исследуемого края. Этому способствовало также то, что выходцы с севера наилучшим образом смогли адаптироваться к природным и климатическим условиям сурового края. Кроме того, к моменту их переселения из регионов Русского Севера, там сформировалась сложная, жизнеспособная культура, отличающаяся высочайшим уровнем художественных и хозяйственных традиций (1).

Изучение материальной и духовной культуры Зауралья началось в первой половине XIX века, первоначальные сведения отражены в путевых дневниках членов академических экспедиций Г.Ф. Миллера (2), И.И. Лепихина (3), П.С. Палласа (4), И.Г. Георги (5), И.П. Фалька (6). Традиции культуры и быта населения Приисетья были описаны в двух обобщающих работах, составленных по программе Вольного экономического общества, — «Топографическом описании Пермского наместничества» 1786 года (7) и «Хозяйственном описании Пермской губернии», подготовленном к первому изданию в 1804 году учителем Н.С. Поповым (8). Для понимания зауральских ремесленных традиций дают сведения публикации Х. Мозеля (9).

А. Н. Зырянов во второй половине XIX века первым отметил взаимосвязь земледелия и промыслов как черту жизни зауральцев: «Об руку с земледелием во многих местностях уезда усвоены и ведутся некоторые промыслы, более или менее замечательные по своим размерам, так как они дают способы и средства жителям к безбедному существованию и своевременному оплачиванию податей и отправлению повинностей. У иных хозяев промыслы ведут к расширению землепашества, у других, напротив, землепашество служит источником к возрождению и ведению рукоделия во время досуга и свободы; но в обоих случаях основным фундаментом жизни служит землепашество, как более подручное, обычное и неизменное. Оно сохраняет и спасает от всяких невзгод и неудач ремесленных» (10). Семейную передачу ремесленных традиций отметил А. Третьяков (11), священники И.М. Первушин (12), П.Т. Кыштымов. Наблюдения над жизнью в селе и приходе позволяли священникам-краеведам делать вывод о талантливости, мастеровитости крестьян, которые наряду с земледелием занимались и ремеслом. Т.И. Успенский писал: «Между крестьянами есть и хорошие мастера: кожевники, кузнецы, портные, чеботари, плотники, овчинники, гончары и проч. Но редкие из них исключительно занимаются одним ремеслом: большая часть из них остаётся хлебопашцами, в большем или меньшем размере».

А.Н. Зырянов, серьёзно изучив промыслы, выявил их многообразие. Хотя ремесла и промыслы не играли ведущей роли в хозяйстве, они достигли в крае высокого уровня и устойчивости. Он назвал двенадцать наиболее «замечательных» из них: 1) кожевенное производство (выделка конских и яловых кож); 2)шитьё из них обуви; 3) валяние чулков, пимов, войлоков и подхомутников из овечьей и коровьей шерсти; 4) выделка кожевенной сыромяти; 5) выделка пряников; 6) выделка глиняной посуды; 7) выделка щетей; 8)выделка овечьих овчин; 9) выделка колёс; 10) шитьё шапок; 11) мыловарение; и 12)кузнечество (13).

На первое место ставится кожевенное производство: «Как велико было кожевенное производство во время и после заселения… из дел туземных архивов не видно; но впоследствии оно заметно развивалось и разрослось». Далее приводятся конкретные факты: «В 1810г. кожевенные заведения были: в с. Большеканашинском – 73, в селе Иванищевском – 2, и в разных деревнях, всего 81 заведение, на которых было переработано 6630 кож, на сумму 28365 руб. ас. В 1815 году кожевен уже было 86 с выделкой 6725 кож на сумму 40600 руб. ас. В 1820 году их было 92, кож переработано 6453 на сумму 38720 руб. ассигнаций.

Всего в 1820 г. в Замараевской и Каргапольской волостях, вместе с селом Канашинским было 124 кожевенных заведения. В 1852 г. вновь возникли кожевни в Белоярском, Уксянском, Каргапольском и Смолинском, всего 23, кож на них перерабатывалось 700 штук, на сумму 1700 рублей серебром» (14).

Распространялась выделка глиняной посуды. Она «выделывается у крестьян и крестьянок в с. Канашинском, в дд. Чувашёвой, Ганиной, Кайгародовой Иванищевской волости и д. Подкорытовой Замараевской волости, где занято этим делом до 1230 домов с 280 рабочими, их них 200 — мужчин и 80 — женщин. Делают корчаги, крынки, разливахи, кувшины, ладки и покрышки разных величин и размеров» (15). Один горшечник в летний день может сделать из готовой глины корчаг 15, а, в случае спешности, и 20, крынок от 50 до 70, горшков от 15 до 60, судя по размеру их, разливах 15, кувшинов 16 и 20, ладок 20 и 30, покрышек 100 и банок 20 и 40 шт.(16)

Заметно изготовление точёной посуды. В известной мастерами-живописцами деревни Гилёвской Кармацкой волости «из берёзовых корней и другого дерева» точили «чашки, блюда, стопы, стаканы, солонки» (17).
Развитость ремёсел в начале XX в. как дела серьезного и доходного описана статистом XIX века Л.К. Чермаком. Статистика требует точности, поэтому названы конкретные села и конкретные занятия: «Экипажное дело». К экипажному производству следует отнести оковку коробов и кошев, которой занимаются некоторые жители д. Ивачёвой Сухринской волости, а, во-вторых, изготовление коробов. Последним промыслом, по данным Шадринской земской управы, занято не менее 200 семей Барнёвской, Замараевской, Иванищевской, Крестовской и Мехонской волостей. Материалом для производства служат черёмуховые прутья. На каждую промысловую семью можно считать по 50 коробов, что на всех кустарей даёт до 10 тыс. коробов (18).

Кузнечное дело. В пределах Шадринского района, как и повсюду в Сибири, по деревням рассеяно немало кузнецов-кустарей, обслуживающих текущие нужды деревни в кузнечных работах. О кузнечестве здесь можно было бы и вовсе не упоминать, если бы не деревня Агапина Иванищевской волости, всё население которой почти сплошь занято кузнечеством, а изготовляемые ими изделия не расходились бы далеко за пределы района. В д. Агапиной кузнечный промысел возник лет 60-70 назад, в настоящее же время из 50 его дворов только 5 не занято этим промыслом (19).

Бондарное дело
. В Шадринском уезде, в д. Усть-Миасской – Заводской часть населения занимается бондарным промыслом, изготовляет деревянную посуду отчасти для домашнего хозяйства, отчасти для промышленных целей: кадочки для топлёного масла, бочонки для патоки и т.п.» (20)

Изготовление гребней. Сосредоточено в дд. Квашниной, Ермоловой, Завьяловой и Верхозиной Крестовской волости, в которых работают над изготовлением гребёнок более 60 человек. Ими вырабатывается от 150 до 175 тыс. штук гребней. Главным местом сбыта считается Ирбитская ярмарка, с которой они и расходятся по Сибири (21).

Была известна в крае роспись по дереву. «Особенно славились маляры шести деревень Тюменского округа. Здесь мастерство передавалось от поколения к поколению на протяжении двух столетий. Центром отхожего малярного промысла были бывшие д. Успенская Гилёво Кармацкой волости Тюменского уезда. На рубеже XIX — XX вв. этот центр давал ежегодно до 300-500 мастеров, которые работали на Урале и в Зауралье, в ряде регионов Западной Сибири, на Алтае и даже в Забайкалье» (22).

Бытописатель П.А. Словцов отметил как примету края резьбу иконостасов. Известно, что по Уралу и Западной Сибири в XVII – XIX вв. славились Туринские резчики иконостасов. Однако, по мнению П.А. Словцова, резчики из Рафайловой слободы даже их превосходили (23). Рафайлова слобода была известной не только в Приисетье.
В течение XIX в. зауральцы неоднократно являлись участниками региональных и общероссийских выставок. Впервые Шадринск был представлен на выставке 1829 г. в Санкт-Петербурге, когда богатейший купец города Фёдор Фетисов продемонстрировал продукцию, принадлежащей ему фарфоро-фаянсовой «фабрики» (24).

Одним из самых активных участников выставок оказался Василий Васильевич Лазарев, иконописный мастер и резчик по дереву. Действительный член Парижской национальной академии художеств, он явился участником международных выставок (Париж, 1889; Париж, 1891) и выставок отечественных (Екатеринбург, 1887; Нижний Новгород, 1896). Он занимался изготовлением иконостасов, киотов, резных рам и прочих церковных украшений (25). Работы В.В. Лазарева оказали влияние на изобразительный фольклор края.

На Сибирско-Уральской промышленной выставке, организованной Уральским Обществом любителей естествознания (УОЛЕ), приняли участие мастера Приисетья. Так, в «Записках Уральского Общества Любителей Естествознания» (26) значился список письменных заявлений от экспонентов, свидетельствующий о многообразной деятельности Исетских мастеров. В отделе VI (Кустарная промышленность) – «48 заявлений: Барнёвская волость – овчины; д. Ермакова – гребни; с. Иванищевское – кожи, крестьянские сапоги; с. Каргапольское – шляпные изделия; Ольховская волость – валяная обувь; д. Шляпникова – верёвки, канаты и пр. Почётные отзывы УОЛЕ получили Баландин Николай Антонович, в Шадринском уезде – за работу и коллекцию, изображающую последовательное производство гребней; Вершинин Евгений Петрович, село Усть-Миасское Шадринского уезда – за хорошую работу жбанов; Завёрткин Сысой Ефремович, д. Вихляева Смолинской волости Шадринского уезда, – за точёную деревянную чашку» (27).

Анализ имеющихся материалов позволил нам сделать выводы об истории развития ремёсел и промыслов в Шадринской провинции и отразить это в таблице (Приложение 1.).

В итоге мы пришли к выводу о том, что значительная территория Исетского края обладала значительным комплексом мужских ремесел, которые были широко представлены на всей территории, но в то же время группировались в определённый ареалах, создавая промысловые центры.

Ирина Александровна Спирина, кфн,
Центр русской народной культуры «Лад».

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам V этнолого-краеведческой конференции, посвященной памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2013 г.).

1. Традиционный орнамент. Текстиль. Выпуск 1. /Авторы-составители О.Б. Ворончихина, Е.В. Пестерев. — Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 1998. – 79 с. — С. 6
2. Миллер Г.Ф. История Сибири. В 2-х тт.- М.- Л., 1937; 1941
3.Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. – СПб, 1771-1772.
4. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. — СПб, 1786. — Ч. 2. –кн. 1-2
5. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопримечательностей. — СПб., 1776. — Ч. 1. — С. 60-65
6. Фальк И.П. Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание учёных путешествий по России. — СПб., 1824
7. Топографическое описание Пермского наместничества // РГВИА, ф. ВУА, д. 18920
8. Хозяйственное описание Пермской губернии издавалось дважды: в 1804 г в двух тт. в Перми, в 1811-1813 годах в 3-х тт. в Спб
9. Мозель Х. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба.- Пермская губерния. — СПб, 1864.- Т. 2. с. 353 — 745. Републикация: Шадринская старина. 1997. Краеведческая хрестоматия. Вторая половина 50-х – начало 80-х гг. XIX в. – Шадринск: изд-во Шадринского пединститута, 1997.- 220 с – с. 42 — 76 — С. 42
10. Отчеты о деятельность агрономических смотрителей // Труды VI съезда агрономических смотрителей в городе Перми с 1 по 11 декабря 1888 г. – Пермь С. 2-30. – с. 6
11. Третьяков А. Шадринский уезд Пермской губернии // Журнал Министерства госимущества. — 1852.- ч. 45. — № 12.- с. 197. Републикация: Шадринская старина. 1996. Краеведческая хрестоматия (вторая половина XVII – первая половина XIX вв.). – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996. – 232 с. – с. 192-218
12. Первушин И.М. Шадринский вестник // ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. –Д. 600
13. Зырянов А.Н. Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии. — Шадринск: ПО «Исеть», 1997.- Ч. 1 — с. 6
14. Зырянов А.Н. Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии. — Шадринск: ПО «Исеть», 1997. – Ч. 1 -с. 7-8
15. Там же.- с.3
16. Там же.- с.
17. Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, Наука. Сибирское отделение. 1989. — 176 с. + Прил. 96 с. – с. 69
18. Там же– С. 97-101
19. Там же– С. 97-107
20. Там же– С. 97-10
21. Торгово-промышленная деятельность Шадринского района.// Материалы по статистико-экономическому описанию районов проектируемых линий. Собраны и разработаны под руководством и редакцией Л.К. Чермака.- СПб., 1909.- С 29-57, 62-77. с. 85 – 109. — Шадринская старина. 1998. Краеведческий альманах. Шадринск: ПО «Исеть», 1998. – 244 с. — с. 61-116 – с. 109)
22. Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, Наука. Сибирское отделение. 1989. — 176 с. + Прил. 96 с. – с. 48
23. Словцов П.А. Письма из Сибири 1826 года. – М., 1828.- с. 57
24. Бирюков В.П. Из истории фарфорофаянсового дела в Приисетьи// Исетско-Пышминский край. Сборник краеведческих статей. — Шадринск, 1930. — с. 44
25. Тарасов И. Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 г. в Екатеринбурге. — СПб., 1888; Красноперов Е.И. Кустарная промышленность на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде// Сборник Пермского земства- 1896.-№ 5-6; Красноперов Е.И. Кустарная промышленность Пермской губернии на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в г. Екатеринбурге в 1887 г. – В 3-х выпусках – Пермь, 1887-1889
26. Записки Уральского Общества Любителей Естествознания т. Х, выпуск 1
27. Указатель к томам I — XV Записок УОЛЕ в Екатеринбурге (1871-1928).-Издание УОЛЕ, — Свердловск, 1930.- с. 7-8; Шадринская старина. 1995. Краеведческий альманах. — Шадринск, Изд-во Шадринского пединститута, 1995.- 227 с.- С. 130-131

Написать комментарий