Молодёжная вечёрка Шадринского края

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений огромная значимость народной культуры в духовном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к родной истории, традициям своей страны и малой родины.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают человека любого возраста, воспитывает гордость за свой народ. В народной культуре отражен опыт многих поколений наших предков, и через ее восприятие и освоение у подрастающего поколения формируются важнейшие идеалы, моральные принципы и нравственные установки, усваиваются нормы поведения в обществе, правила взаимоотношений между людьми.

Стремление сформировать устойчивый интерес к народной традиционной культуре среди подрастающего поколения, выработать понимание ее важности и необходимости является одним их важнейших направлений деятельности Центра русской народной культуры «Лад» г. Шадринска.

В течение более чем двадцати лет Центр «Лад» занимается сбором, изучением, трансляцией различных аспектов традиционной народной культуры русского населения Шадринского края. Помимо изучения традиционных технологий промыслов и ремёсел Шадринского края, создания коллекций Музея традиционного народного быта, сбора и изучения материального и нематериального фольклора, важнейшим аспектом работы Центра является трансляция, передача накопленных знаний и умений новым поколениям. Осуществляется эта трансляция через разнообразные формы работы с детьми и молодежью: это и народные праздники и гуляния, концерты и фестивали, экскурсии по экспозициям Музея народного быта, познавательные беседы и мастер-классы, молодежные вечерки и игровые программы. При этом работа по традиционной народной культуре ведётся комплексно, и во многом основана на материалах фольклорно-этнографических экспедиций по селам Курганской области.

Одной из наиболее востребованных форм приобщения молодежи к музыкально-игровой традиции Шадринского края сегодня является молодежная вечерка. Еще пару веков назад именно на вечёрках девушки и юноши проводили досуг, знакомились, веселились, состязались, в непринуждённо-игровой форме постигали основы традиционной культуры, оттачивали свое песенно-танцевальное мастерство. Сегодня эта традиционная форма молодёжного досуга не утратила своей актуальности и привлекательности: тёплая атмосфера, возможность проведения вечера в кругу единомышленников, открытие новых знаний о культуре и традициях родного края и талантов в себе привлекает все новых гостей и участников на молодежные вечерки, организуемые сотрудниками Центра «Лад».

Среди участников вечерок значительную долю составляют ребята и девушки в возрасте 13-25 лет из коллективов Центра «Лад»: этнографической группы «Веселуха», Клуба исторического фехтования «Ратники», театральной студии «Наследие». Они составляют так называемый «костяк» вечёрочников, организующих всех пришедших: объясняют правила игр, запевают песни, определяют порядок развлечений, показывают очередные фигуры танцев, задают тон вечерке в целом.

Начинается такая вечерка обычно с игр: с подвижных и энергичных «Дударя», «Полотенца», «Разини», которые задают веселый тон всему происходящему, а затем идет черед поцелуйных игр. В прежние времена такие игры были нацелены на знакомство молодежи, выбор парнями и девушками пары. Сегодня они дают возможность познакомиться с новичками на вечерке или признаться в симпатии. Большая часть игр проходит под исполнение той или иной песни, знакомой большей части играющих; не знающие слов быстро заучивают немудреные строки и присоединяются к поющим.

Среди поцелуйных игр на вечерках большой популярностью пользуется энергичная хороводная игра под песню «Я сижу, горю, пылаю на калиновом мосту, люблю молодца страдаю, всегда думаю по ём…». Особый интерес участников вызван еще и тем, что по ходу исполнения парни должны продемонстрировать свою удаль, двигаясь в течение исполнения песни по кругу в присядку, а девушки – не запутаться в общей круговой игре «в ладоши».

Еще одной поцелуйной игрой в сопровождении песни является «Сахаринка», которая помимо песни включает в себя диалог, дающий право выбора партнера по игре:
— Что грустишь?
— Сердце болит,
— По кому?
— По Настеньке.

Поцелуйная игра «Монах» строится исключительно на диалоге, и также предоставляет возможность выбора пары:
— Ты кто?
— Я монах в синей рубахе на лохматой собаке.
— Что тебе надобно?
— Девицу.
— Какую?
— Настеньку.

После поцелуя, если «монах» решает, что «таку ему не надобно», он получает возможность выбрать другого партнера: «А каку тебе надобно?». Чем больше вариантов перебирает придирчивый «монах», тем веселее настроение играющих, а подошедшей ведущему девушке дается право испробовать роль «монаха» на себе.

Еще одним популярным элементом молодежной вечерки являются «молодецкие забавы»: бои на опоясках, перетягивание палки, рукопашные поединки, пляска в круге под гармонь или балалайку. Такие забавы предваряются или сопровождаются частушками «под драку», или, как их называют, «фулиганскими» частушками. Когда-то они пелись перед кулачными боями, когда наступала пора выяснить отношения, или просто, когда нужно было выразить себя, похвалиться, а игра «в бой» позволяла проявить лучшие мужские качества и способствовала снятию физического напряжения. Такая частушка – это заводка, вызов соперника. На вечерках поются «фулиганские» частушки, которые были записаны в ходе экспедиционной работы Центра «Лад», а также от мужского песенного коллектива «Черемшанские робята» из с. Неонилино Шадринского района. Приведем несколько примеров:

Мы ребята ёжики,
В кармане носим ножики,
Носим гирьки на цепи,
Нас никто не зацепи.

Хулиганы, хулиганы,
Хулиганы, да не мы,
Есть такие хулиганы,
Не вылазят из тюрьмы.

Деревенечка у леса,
Комары зажалили,
Три неделюшки не дрался,
Кулаки заржавели. (1)

Пойдем прошарабашим,
Бережком пройдем пешком,
Всех женатиков прирежем,
Холостых прибьем стешком.

Нас побить, побить хотели,
Побить собиралися,
А мы тоже не сидели,
Того дожидалися.

Наши братцы любят драться,
А мы по им родилися,
Мы по им родилися,
Драться научилися. (2)

По кинжалу кровь бежала,
По носочку капала,
Милка рану промывала,
Голосочком плакала.

Меня били-колотили
Под горой, под ёлочкой.
Меня милка выкупала
Бутылкой-сороковочкой.

Я иду большой дорогой,
Сам собой не дорожу.
Если голову отрубят,
Я корчагу привяжу.(3)

Помимо частушек и игровых песен исполняются на вечерках и мужские песни, в основном – из репертуара уже упомянутых «Черемшанских робят», такие как «На горизонте заря догорала», «Последний нонешний денечек гуляю с вами я друзья», знакомые ребятам по реконструкции обряда проводов в армию, которая не раз уже проводилась участниками Клуба «Ратники», когда они провожали на службу своих товарищей.

Завершением вечерки обычно становится кадриль «Мост», или «поулочная», которую заводит, напоминая движения опытным танцорам и показывая пример новичкам, самая опытная пара. В такой кадрили, когда все выполняют движения друг за другом, обучение новому, знакомство с народным танцем происходит быстро и незаметно, вовлекая даже самых неопытных в танец наравне с остальными; вечёрка становится своеобразной школой обучения всех желающих русскому народному танцу.  В «поулочной» кадрили сменяют друг друга «улица», «воротца», «рукоход», «ручеек» и другие элементы.

Так за полтора-два часа, что обычно продолжается подобное мероприятие, молодежь получает возможность охватить целый пласт музыкально-игровой культуры родного края, восприняв его не в сухой лекционной форме, а прочувствовав лично, испытав на собственном опыте; и народная песня, частушка, танец в этом комплексе становятся неотделимы от эмоциональной составляющей, полученного заряда хорошего настроения, который привлекают молодых людей вновь окунуться в теплую и увлекательную атмосферу традиционной молодежной вечерки. Исчезнув из активного бытования, такая традиционная форма молодёжного досуга как вечёрка сегодня вновь стала реальностью, предоставляя своим участникам уникальную возможности стать сопричастным культурному опыту предков. 

1. Архив Центра «Лад» «Катайский район – 2005».
2. Архив Центра «Лад» «Черемшанские робята» — 2004».
3. Архив Центра «Лад» «д. Ильинка – 2004».

Елена Вадимовна Мещерякова,
Центр русской народной культуры «Лад».

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VI этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2013 г.).

Написать комментарий