Музей царевны-лягушки и сказок Шадринского края

Музей царевны-лягушки и сказок Шадринского края как компонент туристической привлекательности города.

Открытие «Музея Царевны-лягушки и сказок Шадринского края» на базе Центра русской народной культуры «Лад» состоялось 15 августа 2014 года. В настоящее время в экспозиции представлено свыше 250 экспонатов. В основном, это предметы народного быта, костюмы сказочных персонажей, лягушки в различных видах и формах.

Это позволяет легко погрузиться в атмосферу сказок «Царевна-лягушка», «Баба Яга и жихарь», «Кощей Бессмертный», «Царевна, разрешающая загадки», «Сивко-бурко». За 2 месяца музей посетило свыше 400 человек разного возраста.

Несмотря на то, что Музей открылся относительно недавно, вопрос о его существовании разрабатывался очень активно не один год. Не случайно за основу были взяты именно русские народные сказки. Они были записаны в Шадринском уезде Пермской губернии в середине XIX века государственным крестьянином Александром Никифоровичем Зыряновым (1830-1884 гг.). Широта интересов А.И. Зырянова хорошо известна. Он охватил многочисленные материалы по самым различным отраслям деятельности: экономике, этнографии, грамотности, педагогике, медицине, земскому движению и многому другому. Результатом его исследований были статьи «Пугачевский бунт в Шадринском уезде и его окрестностях», «Крестьянское движение в Шадринском уезде в 1843 году», «Свадебные обряды в Шадринском уезде», «Материалы для описания Шадринского уезда», «О г.Шадринске» и многие другие. Результатом исследований экономического быта Шадринского уезда стал труд «Промыслы в Шадринском уезде». А.Н. Зырянов награждён Серебряной медалью Русского географического общества Серебряной медалью Русского вольного экономического общества, является основателем Центральной библиотеки в г.Шадринске (1).

Сказки, записанные в Шадринском крае, стали широко известны благодаря Александру Николаевичу Афанасьеву (1826-1871), осуществившему первое полное издание русских народных сказок. В рукописи А.Н.Зырянова, опубликованной А.Н. Афанасьевым, содержалось 17 сказок под номерами, без названий. В сборнике они фигурируют как «Мизгирь», «Народный анекдот: [о Демьяне Ильиче]», «Головиха», «Семь Симеонов», «Иван-царевич и Марфа-царевна», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Сивко-бурко», «Царевна, разрешающая загадки», «Баба Яга и жихарь» и др.

Среди этих сказок «Царевна-лягушка» выделяется тем, что в ней описываются обычаи и традиции, присущие именно Шадринской земле. Вариант, записанный А.Н. Зыряновым, поставлен в сборнике русских народных сказок первым. За ним следуют тексты Саратовской и Тамбовской губерний. Сопоставление вариантов характеризует текст зауральской сказки, как наиболее полный (2).

Сказка о Царевне-лягушке несет в себе очарование устного народного творчества, образность, занимательность, поучительность и до сих пор не утратила воспитательного значения. Она прочно транслирует представления о семейных ценностях, патриархальных гендерных стереотипах поведения: мужская инициатива в поиске невесты; соперничество мужа и жениха после исчезновения царевны; поиски жены (восстановление семейных отношений). В статье «Родина Царевны-лягушки – Шадринский край» А.М. Бритвин утверждает, что А.Н. Афанасьев при публикации сохранил узнаваемость местного говора: «сделат», «ползат», «квакат», «баушка», «кака красавица» (сделает, ползает, квакает, бабушка, какая красавица). В тексте сказки зафиксированы фраземы: «Век жить – не реку перебрести или не поле перейти», «Во Христов день надевать!», «Слыхом не слыхать, видом не видать», «А теперь бог знат», «и вышло кули-мули» (плохо), «няньки-маньки» (3).

Именно известность может сделать шадринскую сказку уникальным территориальным идентификатором. Она уже более 150 лет прочно удерживает Зауралье в контексте российской и мировой культуры. Исходя из этого, к уже известным шадринским культурным феноменам смело следует добавить и Царевну-лягушку (4).

Если заняться поиском уникальных преимуществ Зауралья для повышения его инвестиционной и туристической привлекательности, «Царевна-лягушка» подходит как нельзя лучше. Как правило, корни бренда региона лежат в его историческом капитале. Любой геобренд должен иметь свою научную или легендарную основу, генетический код, который будет принят прежде всего жителями самого Шадринска. Например, шадринский гусь. Согласно истории, рассказанной Евгением Федоровым, эта нехитрая птица, благодаря курьезному случаю, попадает на стол к Екатерине II и становится желанным гостем на царской кухне. До сих пор шадринский гусь уверенно держит позицию одного из символов города наравне с куницей, изображенной на гербе Шадринска.

«Царевна-лягушка», как символ Шадринской земли и компонент туристической привлекательности города, несомненно, себя оправдывает. В городе уже появился «Музей Царевны-лягушки и сказок Шадринского края», установлен памятный знак с изображением лягушки, ведется подготовка новых проектов, связанных с этим символом. Учитывая, что нигде в России не отмечен интерес к этому сказочному персонажу, Шадринск может смело бороться за звание родины «Царевны-лягушки».

1. Бритвин А.М. Основоположник зауральского краеведенья А.Н. Зырянов. // Зыряновские чтения./ 2-я межрегиональная научно-практическая конференция (Курган, 14-15 декабря 2004 год). Курган, 2004. – С. 25.
2. Федорова В.П. Сказка «Царевна-лягушка»: от тотема до литературного символа.// Сто сказок Южного Зауралья: Учеб. пособие. – Курган: Изд. Курганского Гос. ун-та, 2005. — С. 10-29.
3. Бритвин А.М. Родина Царевны-лягушки – Шадринский край.//Исеть, 4.01.2012 года, С. 22.
4. Бритвин А.М., Мурзин В.Ю. Шадринск занял почетное место на сказочной карте России // Городской помощник. Зауралье, ноябрь 2010 г. – № 1 (6), С. 10-11.

Петрова Алёна Андреевна,
Центр русской народной культуры «Лад».

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VI этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2014 г.).

Написать комментарий