На почетном месте — лопата, кирка и тачка

Жители Шадринска создают музей на свои деньги

Дом на 208-м километре оказался на удивление прочным. Рабочим с трудом удалось разобрать его на бревна, чтоб перевезти в город. Фото: Виктор Лукиных


Не так давно на территории муниципального Центра русской народной культуры в Шадринске появился бревенчатый дом с резным козырьком над крылечком. Его купил и перевез с железнодорожного разъезда заместитель председателя Общественной палаты города, член местного отделения Русского географического общества (РГО) Виктор Лукиных.

— Лично мне этот дом, конечно, ни к чему, а вот городу и нашим потомкам он послужить еще может, — признался «РГ» Виктор Лукиных. — Зданию больше ста лет, это единственный сохранившийся дом путейцев. Мы с Владимиром Лукинских, руководителем отделения РГО, предложили создать в нем музей, коллеги из творческих общественных организаций поддержали идею. Правда, музеев в Шадринске достаточно, есть и железнодорожный. Но он ведомственный, туда не каждый может зайти просто так. А наш будет открытый, публичный. Когда мы его обустроим, передадим городу.

Виктор Лукиных рассказал, что раньше дом стоял на 208-м километре железной дороги Екатеринбург — Курган. До Шадринска от него примерно час ходьбы. Когда-то такие разъезды, кстати, были чуть ли не через каждые десять километров. При них строили служебные помещения для рабочих. С развитием электрификации и автоматизации надобность в зданиях отпала, их начали передавать под жилье, приватизировать. Правда, желающих жить вдали от цивилизации было немного, дома опустели и стали разрушаться. А вот «208-й километр» устоял. Судя по прочности дома, его строили на века. Во всяком случае, рабочим с большим трудом удалось разобрать здание на бревна, чтоб перевезти в город.

Лукинских в прошлом сам железнодорожник. Вся его жизнь связана с магистралью. Владимиру Павловичу довелось поработать заместителем начальника вокзала, смотрителем зданий. Дом на разъезде, говорит Лукинских, был не просто административным помещением, а деловым центром — только здесь работали телефон и радио. Но самое интересное, на разъезде бывали люди, известные далеко за пределами Зауралья. Например, сюда наведывался, по словам Владимира Лукинских, шадринский купец 2-й гильдии, гласный городской Думы Александр Лещев, благодаря которому от станции Синарской до города протянули железную дорогу. Бывал на 208-м километре выдающийся полярный исследователь Константин Носилов, уроженец села Маслянского. Много лет в этом доме жил почетный железнодорожник, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Иван Коростелев.

История города через людей

— Когда мы начали вспоминать имена знаменитых земляков, само собой родилось название музея — «Имен связующая нить», — говорит Владимир Лукинских. — Ведь, получается, старый дом — это своеобразный мостик между прошлым, настоящим и будущим.

По задумке активистов, музей будет интерактивным, когда все экспонаты можно взять в руки, даже попробовать их в деле. На почетное место поставят лопату, кирку и тачку, которыми, как утверждают железнодорожники, построили весь Транссиб. Правда, площадь дома слишком мала, всего 30 квадратов, поэтому часть экспонатов — семафор, светофоры, да и сам знак «208-й километр» — разместят на придомовой площадке.

Между тем организаторы не собираются ограничиваться железнодорожной тематикой.

— Мы хотим установить в доме большой компьютер, заложить в него сведения обо всех знаменитых жителях Шадринска и района, — говорит Виктор Лукиных. — Получится история города через людей. Планируем устраивать встречи с земляками, приглашать школьников, студентов. Думаю, наш проект будет интересен туристам.

Местные жители активно откликнулись на идею членов Русского географического общества, ее поддержали в местном движении «За культурное возрождение» и Общественной палате. К слову, Шадринск всегда отличался какой-то особенной интеллигентностью, духовностью. Не зря он до сих пор негласно соперничает с Курганом за звание культурной столицы Зауралья. Люди жертвуют на создание музея кто по тысяче, кто — по пять, а одна предпринимательница выложила сразу 40 тысяч. Но, как бы ни были щедры горожане, денег не хватает.

— На перевозку дома и внешнюю отделку уже ушло около 200 тысяч рублей, — говорит Владимир Лукинских. — Чтобы обустроить музей внутри, надо еще примерно 400 тысяч.

Нужен ли Шадринску частный музей?

По словам энтузиастов, они обращались за помощью в Курганское отделение Южно-Уральской железной дороги. Думали, железнодорожники в первую очередь должны быть заинтересованы в открытии музея хотя бы потому, что в дом на 208-м километре не раз приезжал Вениамин Слосман — начальник Курганского отделения ЮУЖД в 1958-1993 годах, заслуженный работник транспорта РСФСР, почетный гражданин Курганской области. Однако Лукинских и Лукиных даже не смогли записаться на прием к заместителю начальника дороги (по территориальному управлению) в Курганском регионе Сергею Домосканову. К сожалению, корреспонденту «РГ» тоже не удалось с ним переговорить: секретарь записала номер телефона, но не перезвонила.

— Я понимаю, время нынче тяжелое, приходится на всем экономить, — говорит председатель рабочей группы Общественной палаты Шадринска по вопросам культуры Николай Косюк. — Но скажите, когда было легко? Когда купец Лещев пробивал строительство железной дороги, он не только вложил в это дело собственные средства, но и подорвал здоровье. Зато с появлением магистрали город стал бурно развиваться. Мы до сих пор вспоминаем нашего земляка с благодарностью. Хочется, чтобы его помнили и потомки. Для этого и создаем музей.

Между тем, по данным горадминистрации, в небольшом Шадринске с населением около 80 тысяч человек действует 29 музеев и музейных комнат. Самый старейший — краеведческий музей имени В. П. Бирюкова — открыт в 1918 году. Правда, ни одного частного музея в городе нет. Руководитель информационно-аналитического отдела администрации Тамара Петкова сообщила «РГ», что глава Шадринска Людмила Новикова положительно отнеслась к инициативе общественников. Однако частные музеи, по ее мнению, городу нужны при условии экономического обоснования их жизнедеятельности.

— Администрация может оказать информационную поддержку музею, а Центр «Лад» и краеведческий музей — методическую помощь, — рассказала Тамара Петкова. — Кроме того, по инициативе главы города решается вопрос об организации сбора благотворительных средств для окончания работ. На заседаниях координационного совета предпринимателей и городского промышленного клуба планируется провести беседы с меценатами.

Александр Лещев — из поколения купцов-благотворителей, не жалеющий денег для процветания родного города. В Шадринске он владел лавкой, конторой, кладовыми, землей, полукаменным двухэтажным домом, торговал хлебом, чаем, сахаром, крупой.

Практически всю жизнь Александр Алексеевич был попечителем различных заведений: Александровской богадельни в Шадринске, губернского училищного совета, Красномыльского начального училища, приюта в Канашах, Сухринского сельского народного училища. В 1892 году возглавил попечительское общество о тюрьмах в Шадринске, а также стал пожизненным членом благотворительной комиссии по призрению бедных. За активную общественную деятельность Лещева наградили золотой и двумя серебряными медалями с надписью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской и Анненской лентах.

Однако главной в жизни купца оказалась деятельность, связанная со строительством железной дороги в Шадринском уезде. «Неутомимый хлопотун» — так называли Лещева друзья и почитатели. С 1893 года в течение двадцати лет он занимался делами строительства железной дороги, будучи сначала членом, а потом председателем железнодорожной комиссии. «За труды по ходатайству о проведении на город Шадринск железной дороги» Александру Алексеевичу присвоили звание «Почетный гражданин города Шадринска». В 2014 году исполнилось 100 лет, как станция Замараевская Шадринского уезда называется Лещево-Замараевской.

Первый поезд пришел в Шадринск 25 марта 1913 года. За год до этого события Александр Лещев писал: «У подножия Шадринска скоро постелется полотно железной дороги, ожидающейся с нетерпением почти четверть века, а это могучая сила. Долготерпение наше будет вознаграждено сторицей. Здесь появятся земледельцы и покупатели товаров. Придут сюда и хлеб, и другие сельхозпродукты».

По материалам Государственного архива в Шадринске

Кстати

На крупных железнодорожных предприятиях ЮУЖД располагается 28 музеев. На территории Курганского территориального управления их шесть, в том числе музей истории локомотивного депо Шадринска, основанный в 1975 году.

— На обращение в Курганское территориальное управление ЮУЖД представителю инициативной группы предложили обратиться к руководству ЮУЖД с технико-экономическим обоснованием проекта, — сообщает представитель ведомства. — В адрес руководства ЮУЖД подобных обращений не поступало, поэтому выразить отношение к инициативе шадринских общественников не представляется возможным.

Валентина ПИЧУРИНА.

https://rg.ru/2016/12/23/reg-urfo/zhiteli-shadrinska-sozdadut-muzej.html

Написать комментарий