Найдены фрески шадринского художника

К истории живописно-иконостасной мастерской В. М. Ощепкова

Государственный исторический музей Южного Урала продолжает разговор о трагических страницах истории нашей страны. В предыдущих публикациях мы затронули тему репрессий среди духовенства. Сегодня речь пойдет о храме, закрытом в 30-е годы ХХ века, и о человеке, участвовавшем в его создании.

В конце октября 2020 года во многих местных СМИ появилось сообщение о том, что в Александро-Невской церкви на Алом поле под слоем штукатурки нашли старинные фрески. О существовании этих росписей историкам и краеведам стало известно еще в середине 80-х гг. прошлого века, при первой реставрации здания1.

Фрагменты росписей храма Александра Невского. 1985 г.

Несколько слов подробнее хотелось бы сказать об авторе — мастере из города Шадринска Василии Михайловиче Ощепкове. В 1900–1910-х гг. он занимался росписью храмов, иконостасными и малярными работами, а также золочением глав и крестов в селах Шадринского, Челябинского и Ирбитского уездов. За украшение церквей в Оренбургской епархии в 1911 г. был удостоен архипастырского благословения2. Трудясь преимущественно по месту сооружения очередного иконостаса или росписи интерьеров храма, а потому находясь в постоянных разъездах, он жил, как правило, либо при украшаемых церквах, либо на съемных квартирах.

В Челябинске на потолке бывшей гостиной особняка купца Михаила Архипова (ул. Коммуны, 68) сохранились четыре живописные композиции, изображающие пейзажи в различные времена года. Некоторые исследователи склонны приписывать их авторство мастерской Василия Ощепкова3.

Живописный пейзаж в интерьере дома М. П. Архипова. 2019 г.

Из рекламных объявлений, опубликованных в разные годы на страницах епархиальных изданий, известно, что Ощепков выполнил росписи в русско-византийском стиле в церкви села Батуринского Шадринского уезда Пермской губернии (1908)4, в храмах сел Травянского и Купайского Челябинского уезда (1910–1912)5, Зайковского и Пьянковского (1912–1914) Ирбитского уезда. Осенью 1914 г. Василий Михайлович начал работы по стенным росписям в шадринской Николаевской церкви и челябинском Александро-Невском храме6. На период работ его мастерская переехала в Челябинск на Скобелевскую улицу (ныне Коммуны), в дом П. А. Наседкина7.

Церковь Преображения Господня в селе Батурино Курганской области. 2014 г.

В 1914 г. реклама сообщала: «Мастерская художественной церковной живописи в г. Челябинске Оренбургской губернии Василия Михайловича Ощепкова принимает заказы на всевозможные художественно-живописные и иконописные работы, на составление проектов и смет иконостасов и художественной стенной росписи, на изготовление иконостасов по собственным рисункам и по проектам архитекторов-художников, на золочение и чеканные работы с эмалевыми украшениями. Для исполнения художественных работ в мастерскую приглашены лица, получившие специально-художественное образование. Между прочим, мастерская берет писать портреты с натуры и фотографий. Исполнение заказов скорое и аккуратное. Цены общедоступные»8.

Реклама мастерской В. М. Ощепкова. 1915 г.

К маю 1915 г. работа над росписью стен в храме Александра Невского была окончена. Одновременно Ощепковым завершалось оформление интерьера Крестовой церкви во имя святителя Иоасафа Белгородского при Челябинском архиерейском доме (не сохранился). При этом в рекламном объявлении он указывал, что имея превосходный подбор мастеров, спешно ищет новой работы и проживает в Челябинске на Южной площади, в доме Е. В. Батраковой9. Выплаты за произведенные им росписи осуществлялись вплоть до 1916 г., затем его след теряется…

Вернемся теперь к истории храма на Алом поле. Челябинский городской совет своим решением от 4 марта 1930 г. закрыл церковь, предложив использовать освободившееся помещение под типографию. В том же году с Александро-Невской церкви сняли кресты, купола, шатер с колокольни и разместили в нем типографию Челябполиграфа, которая занимала здание до 1940 г. Затем его передали картинной галерее, проработавшей здесь до начала войны. В годы войны бывшую церковь передали областному архиву, здесь хранились документы и жили сотрудники.

В 1954–1955 гг. здание претерпело коренную реконструкцию: внутренний объем был разделен монолитными железобетонными перекрытиями на два этажа: на первом разместилась станция юных техников дворца пионеров (затем детская шахматная школа), на втором этаже, куда с южной стороны был сделан специальный наружный вход, разместился Звездный зал Челябинского планетария. В 1980 г. шахматная школа и планетарий перестали существовать, и здание оказалось заброшенным. В конце 1981 г. обком принял решение о размещении в бывшем храме Зала камерной и органной музыки, но для этого требовалось проведение масштабных реставрационных работ. Тогда и были обнаружены уникальные росписи…

В. Г. Демаков, сотрудник научно-исследовательского отдела

Примечания:

1 Лушникова А. В. Автор росписей установлен? // Веч. Челябинск. 1986. 22 июля. С. 4; Гусаров К. И. Метаморфозы наследия: история реставрации церкви во имя Св. Князя Александра Невского и ее реконструкции под Зал камерной и органной музыки в Челябинске. Челябинск, 2007. С. 90–99. В 1985 г. Кларой Васильевной Хлобыстовой была сделана серия их цветных фотографий.
2 Вниманию духовенства и церковных старост // Екатеринбург. епарх. вед. 1912. № 3. Отд. неоф. С. 72; То же // Оренбург. епарх. вед. 1912. № 5–6. Отд. неоф. С. 137.
3 Астапова О. А. Особняк М. П. Архипова // Челябинская область : энцикл. : в 7 т. / гл. ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск, 2008. Т. 4. С. 820.
4 Стахиев С. Церковное торжество в селе Батуринском Шадринского уезда // Екатеринбург. епарх. вед. 1909. № 17. Отд. неоф. С. 239–243.
5 Вниманию духовенства и церковных старост // Екатеринбург. епарх. вед. 1911. № 11. Отд. неоф. С. 285; То же // Оренбург. епарх. вед. 1911. № 12. Отд. неоф. С. 319; То же // Екатеринбург. епарх. вед. 1912. № 3. Отд. неоф. С. 72; То же // Оренбург. епарх. вед. 1912. № 5–6. Отд. неоф. С. 137–138.
6 Вниманию духовенства и церковных старост // Екатеринбург. епарх. вед. 1914. № 40. Отд. неоф. С. 891; То же // Тобольск. епарх. вед. 1915. № 1. Отд. оф. С. 15.
7 Вниманию духовенства и церковных старост // Оренбург. епарх. вед. 1915. № 5. Отд. неоф. С. 73.
8 Вниманию духовенства и церковных старост // Екатеринбург. епарх. вед. 1914. № 40. Отд. неоф. С. 891.
9 Мастерская иконостасных и живописных работ В. М. Ощепкова в г. Челябинске // Екатеринбург. епарх. вед. 1915. № 26. Отд. неоф. С. 511; То же // Оренбург. епарх. вед. 1915. № 27–28. Отд. неоф. С. 387–388; То же // Тобольск. епарх. вед. 1915. № 26. Отд. оф. С. 345.

Написать комментарий