Обычаи и праздники Зауралья

Мало кто знает, какие праздники отмечают в Зауралье, как проходит подготовка к ним, какие еще обычаи существуют в нашем регионе. Но надо знать, не потому что мы здесь живем, а потому что это наша история и связь с поколениями. Наибольший интерес у нас вызвали такие обычаи и праздники как рождество (сочельник, святки, колядки, ряженые), крещение, масленица.

Изучением данной темы занимались наши земляки: ученые-краеведы и фольклористы Зырянов А.Н., Тимофеев В.И., Плотникова Е.А., Иванов-Балин Г.И., Бекетова В.Н. и др.

Несмотря на единство природных условий, хозяйственной жизни населения, в каждом районе есть отличие в подготовке и проведении праздника, свои, свойственные для каждого местечка, отличия в обрядах, которые ничего не значат для зрителя со стороны, но важны и понятны для местного населения.

Мы попытаемся рассказать вам об общих обычаях и праздниках нашего региона.

Сочельник — канун дня рождества Иисуса Христа. Название происходит от слова «сочень» (лепешка на конопляном масле), которым должны, по предписанию церкви, питаться в этот день верующие [3].

Накануне сочельника делали большую уборку не только внутри дома: белили, мыли, украшали иконы и зеркала полотенцами, но и на улице: чистили дорожки от снега, прибирали сельскохозяйственные инструменты. Обычаи праздника соблюдались строго, так в сочельник нельзя было садиться за стол, пока не появится первая звезда. Кто увидит первую звездочку — счастливый, удачливый человек. Только после этого вся семья садилась за стол и угощали всех гостей. Для каждого вновь пришедшего гостя на стол ставили новое блюдо. Блюда в этот день постные. Было принято ходить в церковь, а после приготавливаться к Рождеству. Что касается подготовки к Рождеству праздничного стола, то основными обязательными блюдами являлись сочни, а также гусь, утка, курица – символы жизни. Присутствовала на столе и сдоба, в основном булочки с маком, сахаром, изюмом, шаньги, оладьи. Все в большом количестве, чтобы и самим поесть, и гостей накормить, но и колядовщиков не обидеть скудным угощением. Распространенными напитками являлись квас, сусло. Не забывали об угощениях для Домового. Почти в каждом доме был уголок, где оставляли угощения Соседушке-Буканушке или дедушке-соседушке. Угощение для него было разным: от каши или супа до сдобы. В праздник было принято одеваться в лучшую одежду, чтобы год был благоприятный, ходить в баню [1].

Святки — святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения), отмечаются православными в честь рождения и крещения Христа [3].

Святки праздновались всеми, но, в основе своей, это был праздник молодежи. Начинался он с откупа избы для святочных игрищ, подготовки к обходу домов[1]. Святки делятся на две половины: с 7 по 14 января — святые вечера, а с 14 по 19 января — страшные. И это не случайно. Издавна новогодний праздник делился на светлую и темную части. В старину верили, что радость от прибавления тепла, увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и потому устраивают им различные неприятности. Только на Крещение празднику нечистых сил приходит конец. Святки — время безудержного веселья, катания на тройках, песен, плясок, вкусных угощений. В это время устраиваются маскарады, розыгрыши, катание на лошадях и санках. Каждая семья в святочные вечера ожидала колядовщиков [1].

Колядки – обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья, исполнявшиеся на Рождество [3].
Колядовать ходили всей деревней, но, в основном молодежь, одетая в различные костюмы для неузнаваемости. Как правило, одевались в различных животных или сказочных персонажей. Заходили в каждый дом и исполняли песни, за которые получали соответствующее угощение: булочки, печенья, конфеты, деньги. Песни в каждом районе свои, например в с. Полевое Белозерского района исполнялись такие песни:

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда государево двора.
Нашла коляда государев двор.
Государев двор не мал, не велик,
Не мал, не велик – на семидесяти столбах.
На семидесяти столбах, на семидесяти верстах.
На всяком столбе по жемчужине горит.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой [1]!

В д. Красный Холм, Шумихинского района песни звучали по иному, например:

Коляда, коляда! Открывайте ворота!
Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, лепешками, со свиными ножками [4].

Все это свидетельствует о разнообразии и творчестве местного населения. Если хозяева не открывали, то колядовщики могли и наказать негостеприимных хозяев: засыпать снегом двери, раскидать сено или солому. После того как обходили всю деревню, собирались в одном доме и пили чай с полученными угощениями. Обычно таких угощений хватало на 2-3 дня [1].

В Рождество поздравляли друг друга, ходили в гости и носили угощения, пели рождественские песни. Собирались в шумные компании и катались на горках, пели, плясали [1].

Под Рождество ходили ряженые — обряд переодевания. Совершался преимущественно во время зимних святок, во время Коляды, колядования. Использовалась вывернутая подкладкой или мехом наружу одежда. На лицо надевались маски или разрисовывали лицо, мазали сажей так, чтобы быть неузнаваемым. Изображали ряженые обычно каких-либо животных или представителей потустороннего мира, стараясь создать образ пострашнее. Приделывали себе рога и хвосты, горбы и огромные животы. Изображая смерть, ряженые заворачивались в простыню, белили лицо, а в рот вставляли вырезанные из репы, потом из сырой картошки огромные торчащие зубы. Иногда шли на ходулях. На голову прикрепляли выпотрошенную тыкву, предварительно прорезав в ней глазницы и вставив туда свечу или насыпав раскаленных углей. Таких измазанных людей в с. Полевое Белозерского района называли «святошниками». Наряжались также мужиком, бабою, попом и разыгрывали похороны, такой обычай был распространен в д. Володина Каргапольского района.
На 2 и 3 день после рождества устраивались святочные игрища в откупленной молодежью избе. Начинались они с игры на гармошки, балалайке, бубне, а также пели песни. Собирались как парни, так и девчонки с разных деревень. Чаще всего игрища устраивали с целью присмотреть себе жениха или невесту. Обращали внимание при этом на умение обращаться с музыкальным инструментом, поддержать разговор, как одет молодой человек или девушка. Если случалось, что кто-то понравился, то завязывалась дружба, а потом уж и сватов можно звать [1].

Рождество праздновали весело и каждый со своим размахом. Кто-то за эти дни открывал для себя что-то новое, кто-то находил свое счастье. Все были счастливы и с нетерпением всегда ждали вновь этот светлый праздник.
Не забывали при этом и о Крещении — зимнем церковном празднике крещения Христа, отмечаемый 19 января. На крещенский сочельник соблюдается строгий пост. Крещение — последний день, когда девушки еще могут гадать. Гадания были различные, в основном на суженого, на урожай. Например, «Петух и курица»: зеркало поставят, воду, в воду бросят кольцо — если будет в кольце пить, то муж пьяница будет, а мимо кольца – нормальный. Бревна у дома обнимали: кто сколько охватит, столько сусеков пшеницы уродится. В ночь на Крещение выставляли воду, чтобы осветилась, затем заносили и хранили до следующего Крещения. Пили ее для укрепления здоровья, прочитав при этом «Отче наш», и освещали углы дома от нечистой силы. В ночь с 18 на 19 января ставили над всеми дверями и окнами крестики, которые означали, что Господь осветил данное место. На Крещение все ходили в церковь, где совершали крестный ход. После церкви отправлялись на прорубь, надевая обычно для такого случая лучшие наряды, чтобы и себя показать, и жениха или невесту присмотреть. Приезжали на смотрины и из других деревень. Понравилась невеста, то сватов зазывали, если родители были против брака, то украсть невесту могли здесь же. Свадьбу играли после Крещения. Основным блюдом была кутья «сытная каша». В этот день строго запрещалось работать [4].

Кончились церковные праздники, отшумели свадьбы, пора и Масленицу встречать. Масленица – это веселый праздник длиной в целую неделю. Народ веселится, катается с ледяных гор, устраивает шествие ряженых, танцует, ест блины. Традиционно сжигают соломенное чучело – символ зимы. Блин же цветом и формой ассоциируется с вошедшим в силу солнцем. Масленица — это прежде всего обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Каждая хозяйка имела свой рецепт блинов, поэтому в этот день можно было попробовать разного вида блины: заварные, белые, рыхлые. Причем каждый день Масленой недели носит собственное название: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Широкий четверг, Тещины вечерки, Золовкины посиделки.

Понедельник. Встреча. Начинали печь блины, строили качели, снежные городки, раскатывали горки. Делали чучело Масленицы и возили по деревни [2].

Вторник. Заигрыш. Катались на горках, качались на качелях, пели, плясали, блинами всех угощали [2].
Среда. Лакомка. В этот день теща угощала зятьев блинами. Устраивала пир, если зять был по душе [1].
С четверга, который назывался «широким», масленица развертывается во всю ширь. Рано утром хозяйка накормит всех от мала до велика блинами, приоденет понарядней ребятишек, проследит за мужиком, чтобы вид имел, сама достанет из сундука праздничный наряд – на выход [2].

Пятница. Тещины вечерки. Зятья приглашали тещ в гости, угощали их блинами. Званая теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковородку, половник и прочее, а тесть посылал мешок гречневой крупы и сливочное масло [2].

Суббота – золовкины посиделки. Невестка приглашала в гости золовку – сестра мужа и должна была подарить ей подарок [2].

Прощеное воскресенье. В этот день принято было просить у всех прощение. Разжигали костры и сжигали сделанное из соломы чучело Масленицы [2]. После Масленицы готовились к Великому посту.

Таким образом, мы познакомились, какие праздники и обычаи существуют в Зауралье. Как они празднуются, что символизирует собой каждый праздник и в чем его суть.

Надежда Олеговна Шумилова,
Шадринский государственный педагогический институт,
студентка 4 курса.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам V этнолого-краеведческой конференции, посвященной памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2013 г.).

Список литературы:
1. Народные праздники Зауралья /Автор-сост. Саверский Л.А.- Куртамыш: ГУП «Куртамышская типография», 2005г. Фольклор и литература Зауралья.
2. Масленица. История праздника. Режим доступа: http://www.proeveryday.ru 04.09.2013.
3. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М., 1998.
4. Опрос жительницы д. Красный Холм Шумихинского района Никулиной Валентины Федоровны.
5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

Написать комментарий