Писатель Константин Носилов

v1890-eK_Nosilov_stary_vogul-shamanВ разделе «Детские годы» очерка известного уральского краеведа В.П. Бирюкова «Писатель-земляк К.Д. Носилов» говорится о том, что Носилов «с детства хотел быть странником». В юности Константин Дмитриевич так сформулировал свои жизненные цели: «Порча бумаги и бродяжничество». Потом начались его хождения по Уралу, Крайнему Северу. В 1879 году в № 6 «Екатеринбургской неделе» был напечатан первый очерк К. Носилова «От Екатеринбурга до Соликамска» (Путевые заметки туриста).

В 1880 – 90-х годах произведения К.Д. Носилова в основном печатались в специальных научных журналах. Отсутствие прочных связей со светской прессой, подтолкнуло Константина Дмитриевича к долгому и плодотворному сотрудничеству с православными изданиями. Прежде всего, это журнал Всероссийского православного миссионерского общества «Православный благовестник», газета «Прибавления к Церковным ведомостям» и др. Здесь автору с необходимостью пришлось обратиться к проблемам, интересующим эти церковные издания. Носилов писал о религиозно-нравственном состоянии «инородцев» Севера, типичной теме для прессы, освещающей вопросы миссионерской работы Русской Православной церкви. Константин Дмитриевич описывал мешающие глубокому укреплению православия среди «дикарей» традиционные религиозные верования северных народностей, об успехах отдельных православных миссионеров, встретившихся ему в его путешествиях, ратовал за дальнейшее просвещение «инородцев». Очерки К.Д. Носилова из православных изданий являются сегодня ценным источником по вопросам миссионерской работы Русской Православной церкви и по религиозным традициям коренных народов Российского Севера в конце XIX – начале XX веков.

v1890-eK_Nosilov_vogul_s_lukom«Научная заслуга К.Д. Носилова, кроме его непосредственных научно-исследовательских работ и отчетов по ним и сбора очень богатого коллекционного материала, выражается в привлечении общественного внимания к нашим северным народностям, к их энергической правовой защите и экономическому обоснованию несомненных перспектив значительных улучшений их быта и к их цивилизации», – писал президент Уральского Общества Любителей Естествознания М.О. Клер.
И голос К.Д. Носилова был услышан. Его очерки заметили самые выдающиеся умы того времени. Так, по рекомендации А.П. Чехова очерк «История одного самоеда», принадлежащий перу Константина Дмитриевича, был напечатан в журнале «Русская мысль» в 1895 году. В дальнейшем Чехов помогал произведениям Носилова появляться в печати, способствовал тому, что на его очерк, посвященный мансийскому театральному искусству, обратил внимание Л.Н. Толстой. Высокого мнения о литературном таланте К.Д. Носилова были также П.П. Бажов и Д.Н. Мамин-Сибиряк.

v1890-eK_Nosilov_vogulka_v_naryadeПоддержка А.П. Чехова в публикации очерков еще долго была крайне необходима писателю К.Д. Носилову. Так, в письме Чехову от 26 мая 1902 году Носилов пишет: «Я не знаю, где печататься, и в журналах, и в газетах. Дело в том, что я не бываю в литературных кружках и знакомств почти можно сказать, совсем не имею… А между тем у меня на руках путешествия по Ямалу, Алтаю и Манчжурии. Все большие и даже с иллюстрациями. Куда их направить – решительно не знаю».
Библиография газетных статей К.Д. Носилова, которую создал исследователь его творчества К.Д. Донских, насчитывает более семисот названий. Большинство из них – статьи в газете «Новое время». В начале ХХ века Носилов активно сотрудничал с «Новым временем», где вплоть до середины 1900-х годов помещал статьи и заметки: «Западно-Сибирское пароходство» (1905, 5 февраля), «С Ирбитской ярмарки» (1905, 13 февраля) и др. По заданию газеты Носилов предпринимал путешествия на Мурман и Белое море, различные места Средней Азии и в Манчжурию, ездил освещать события русско-японской войны 1905 года, в 1906 году выступал с корреспонденциями о революционных событиях на Кавказе.
v1890-eK_Nosilov_voguly_v_lodkeИ все же с начала 1900-х годов К.Д. Носилов писал преимущественно для детей, сотрудничая в журналах «Детское чтение», «Родник», «Юная Россия» др., а также выпуская отдельные издания. Обращение к собственной жизни и путешествиям определило основную тематику этих произведений. Они были посвящены главным образом описанию экзотичного образа жизни народов Севера и Сибири (рассказы «В снегах», «Таня Логай» и др.). Носилов описывает северную природу и животных («Встреча солнца на Новой Земле», «Яхурбет», «Наши инженеры»), свои зимовки («История одной полярной зимовки»). В некоторых рассказах – воспоминания о детстве, первых религиозных переживаниях, возникновении осознанной тяги к путешествиям («За саранками», «Отец Августин», «Маленький Христос», «Мои первые путешествия»).
v1890-eK_Nosilov_voguly-rybolovyПо мнению В.М. Боковой, в 4-м томе биографического словаря русских писателей (1999), в жанровом отношении произведения К.Д. Носилова сочетали черты рассказа и очерка. Написанные просто, без претензий на художественность, строго документальные (нередко снабжались фотоиллюстрациями и рисунками автора), они почти не имели сюжета. Главная их ценность – познавательная (многообразие мира, аромат экзотики), что не исключало и других достоинств: заразительно действовавший на юного читателя живой авторский интерес к окружающему миру, страсть к путешествиям (хотя бы даже в соседний лес), гуманность и человечность. Отношение Носилова к его героям – «инородцам», лишенное как колонизаторского высокомерия или снисходительности, так и заискивания, сближает его рассказы с произведениями Н.Н. Миклухо-Маклая. Аборигены в его очерках и набросках являются эталоном взаимодействия человека с природной средой, которое даёт им массу преимуществ по сравнению с цивилизованным человеком – это интуиция, смелость, находчивость, мужество, отличное знание природных явлений и способность применить их в жизни. И в этом особенность носиловской прозы.

v1890-eK_Nosilov_yurty_vogulovРассказы бывалого путешественника, каковым являлся наш уважаемый земляк, выходили в большом количестве в различных газетах, журналах и сборниках рассказов. Множество этих рассказов до сих пор не известны шадринцам. Собрать литературное наследие К.Д. Носилова для его последующего издания – наш моральный долг. В последние годы с активным внедрением интернета в краеведческую работу выполнить задачу поиска рассказов Носилова становится все легче. Куда труднее будет опубликовать найденное. Тем не менее, будем надеяться, что это все же не станет не разрешимой проблемой и шадринцы еще не раз смогут познакомиться с рассказами нашего земляка, которые ранее были недоступны.

Александр БЕСПОКОЙНЫЙ, старший научный сотрудник Шадринского краеведческого музея

Написать комментарий