Покровская церковь посёлка Каргаполье

На территории современного Каргапольского района находятся два рабочих посёлка – Красный Октябрь и непосредственно Каргаполье. С января 1969 г. село Каргаполье получило статус посёлка, в состав которого вошли две деревни – Храмова и Шабарчина, расположенные в 4 км от центра.

К этому времени на территории района уже имелось два рабочих посёлка, 98 населённых мест, или как их тогда начали называть, пунктов. К началу 70-х годов прошлого века на территории Каргапольского района действовало две церкви: в с. Усть-Миасском и д. Иткуль, в 30 км от районного центра.

Одним из религиозных течений в русском православии было старообрядчество, но к началу XIX века в России возникло новое течение – единоверие. Единоверцы подчинялись священному Синоду Русской православной церкви, имели собственные храмы, но службу вели по своим правилам, по старым богослужебным книгам, а обряды совершали по преданиям, передаваемым «из уст в уста».

Такой единоверческой церковью в Каргапольской волости был храм в д. Вороновой, в 3 км от Каргаполья. К концу XIX века единоверческий храм в этом поселении крайне обветшал. Верующие решили построить новый каменный храм в прежнем посвящении Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский), но не в деревне, а в самом волостном центре. Церковь решили построить на восточной окраине села. В строительстве участвовали прихожане – шадринские купцы Михаил и Тимофей Юкляевских, екатеринбургский купец Семён Юрганов, протоиерей Андреевского морского собора Иоанн Сергеев (известный также как Иоанн Кронштадтский), бывший житель села Яков Каргаполов, проживавший в Санкт-Петербурге. Синод выделил на строительство 3400 рублей, Пермское управление государственных имуществ – 1 тысячу рублей. Шадринский купец Георгий Михайлович Юкляевских подарил колокол стоимостью 450 рублей.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Каргаполье. Наши дни.


Всего на строительство было собрано 6550 рублей. Строительство завершили к 1895 году. Весь прежний приход из деревень Володиной, Храмовой, Журавлёвой, Барсуковой, Колмогоровой, Нечунаевой, Мишагиной, Тукманной, Жикиной, Смолиной, сёл Бакланского, Долговского, Усть-Миасского, Осиновского, Кондинского, Каргапольского и Житниковского перешёл в новую Покровскую церковь. Всего прихожан единоверческого храма было в 1900-м году – 1679 человек, в 1902 – 1789, в 1915 – 1842 человека.

Церковь изначально была каменной, не штукатуренной, из местного кирпича красного цвета, крыта железом. К слову, именно от этого и пошло её второе название – Красная. Внешне храм можно сравнить с шадринским Воскресенским, церковью в с. Лебяжьем нынешнего Далматовского района и в п. Мишкино. Храм имел три главки – над алтарём, над трапезной частью и над колокольней.

Церковь имела деревянный дом, в котором проживал священник. Ещё один дом, в котором размещалась школа грамоты, был в д. Вороновой. Кроме того, церкви принадлежало 68 десятин пахотной земли и 21 десятина сенокоса.

1 июня 1937 года Каргапольский сельский совет принял решение о закрытии церкви и устройстве в ней клуба с электроустановкой. 15 апреля 1938-го Челябинский облисполком утвердил решение о закрытии церкви. Священник был арестован в числе восьми других священнослужителей Каргапольского района. Осенью 1943 г. в здании храма разместили спиртзавод. Позднее строение забросили и оно в таком виде стояло до конца 1980-х гг.

Лишь 8 декабря 1989 г. здание передали вновь созданному религиозному обществу, а восстановление её началось в 1992 году.

Пётр Осинцев.
Фото из свободных источников.

Написать комментарий