Роль охраны памятников истории

Историко-культурное наследие представляет собой бесценный капитал исторического, культурного, духовного, а также экономического и социального значения. Благодаря этому наследию, развивается, обновляется современная наука, культура и образование. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Любые потери неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации[1, с.26].

Здание Земской управы.
Улица Карла Либкнехта, 8.


Физическое состояние более половины находящихся под охраной государства памятников истории и культуры как России в целом, так и в городе Шадринске в частности, продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом. История охраны объектов культурного наследия России показывает, какую роль сыграли труды энтузиастов и единомышленников на местах, какой весомый вклад внесли они на благо родной страны. Являясь конституционной обязанностью каждого гражданина страны, охрана культурного наследия, как на общегосударственном, так и локальном уровнях станет основой дальнейшего развития общества[17, с.65].

Основу историко-культурного облика города составляют памятники архитектуры, большая часть которых представляет произведения каменного зодчества постройки конца XIX–начала XX века. Из более ранних построек сохранилось только два объекта: первый каменный жилой дом купца Фетисова и памятник федерального значения Спасо-Преображенский собор[11, с.20]. Важнейшим фактором утраты архитектурных сооружений XVIII–XIX вв. стали многочисленные пожары. В особенности XIX век стал для Шадринска разрушительным, полным страданий и потрясений: несколько раз город выгорал полностью, были утрачены все деревянные архитектурные сооружения. Решился восстановить город из пепла купец 2ой гильдии Яков Захарович Добрынин, избранный головой города. Были приняты незамедлительные меры по пожарной безопасности. Лишь в 70-х годах XIX в. город начал застраиваться по плану, утвержденному еще в 1829 году императором Николаем I. На подлинном тексте написано собственною его Императорского Величества рукою: «Быть по сему. Николай. Июля 19 дня 1829 года в Красном Селе». В плане обозначено 8 главных продольных и 8 поперечных улиц[16].

На протяжении всего XX века в городе Шадринске начинает работу ряд учреждений, занимающихся охраной памятников истории и культуры, среди которых Шадринское научное хранилище (1918-1931 гг.), Шадринский краеведческий музей (1931– по наст. вр.), Шадринский государственный архив (1933 – по наст. вр.), Шадринское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) (1966 – 1984 г.), Отдел культуры Администрации города Шадринска (1966– по наст. вр.), Движение «За культурное возрождение» (1990– по наст. вр.).

Отправной точкой в охране историко-культурного наследия города стало основание Научного Хранилища 9 января 1918 года, директором которого стал ученый-краевед В.П. Бирюков. С большим трудом удалось ему добиться выделения средств и здания у местных органов самоуправления, велась напряженная переписка, в которой Владимир Павлович сетовал на то, что при былой власти, а в частности при бывшем голове города В.Я. Мокееве, эта проблема была бы решена незамедлительно[3]. В условиях нового времени кардинально изменилось отношение в понимании истории и культуры.

Активно велась антирелигиозная пропаганда, страна стояла на пути индустриализации, изменился вектор общественного развития. Всё это напрямую повлияло на утрату и деградацию части историко-культурного наследия, и лишь силами энтузиастов, единомышленников и просто заинтересованных лиц удалось сохранить ту часть, которую мы можем наблюдать в своем изначальном облике в наше время. Из 8 храмов на территории города сохранилось только 3: Воскресенский, Свято-Николаевский и Спасо-Преображенский. В виду того, что большинство купеческих зданий было построено в конце XIX в., то они считались современными и на тот момент не несли в себе историческую ценность, а потому, как и храмы, подвергались активной пересторойке, разборке на строительный материал и каким-либо внешним изменениям. Охрана выявленных в городе памятников лежала на Музейном разделе Главнауки и Уральской областной комиссии по охране памятников искусства, старины, народного быта и природы. Было выявлено всего 2 памятника: дом купца Фетисова и Спасо-Преображенский собор, но и они нуждались в необходимых ремонтных и реставрационных работах[4]. Решалась судьба этих памятников архитектуры, велась активная переписка Научного Хранилища с Главнаукой по поводу дома купца Фетисова, в которой можно проследить как его ценность, так и отношение местных властей к сохранению исторического облика города. Вот отрывок из переписки, письмо директора Научного Хранилища В.П. Бирюкова Музейному разделу Главнауки и Областной комиссии по охране памятников от 27 сентября 1926 года: «Научное Хранилище при сем препровождает материалы о бывшем Фетисовском доме в г. Шадринске. Помимо этого дома, в нашем городе других архитектурных памятников совершенно нет, если не считать собора конца XVIII столетия. К тому же данный памятник (дом) является единственным по своему сочетанию гостиного двора с жилым домом не только для Уралобласти, но и всего Союза, согласно отзыву Главнауки. Зауральские и сибирские русские города вообще бедны подобного рода гражданскими архитектурными памятниками, а потому приходится дорожить даже мало-мальски интересным. Но в данном случае налицо уж совсем интересный памятник, который местные административные и хозяйственные учреждения и организации никак не хотят спасти, а настойчиво добиваются уничтожить, чтобы на месте этого построить торговый лабаз. Идя по этому пути, хозяйственные организации все время говорят об угрозе со стороны ветхого памятника жизни людей. Правда, эта угроза есть, и, несомненно, но, во-первых, она усилена тем, что Потребсоюз сломал подпиравшую стену, а во-вторых, никто не желает истратить какие-либо 2-3 тысячи рублей, чтобы дом привести в вполне безопасное состояние. При затрате же тысяч 10-15 дом может быть реставрирован полностью, и тогда все те «знатоки», что кричат об отсутствии художественной и исторической ценности дома, ахнут при виде реставрированного памятника и сами признают его художественные достоинства. Научное Хранилище настоятельно просит о принятии решительных мер, чтобы необходимые средства на ремонт были бы отпущены из центрального, областного или местного бюджета». Здание все же удалось спасти и частично отреставрировать, но флигель с колоннами было решено разобрать в связи с аварийным состоянием и отсутствием средств для реставрации[5].

На протяжении XX века решалась судьба и другого памятника архитектуры – Спасо-Преображенского собора. Его спасением и реставрацией занялось Шадринское отделение Всероссийской организации охраны памятников истории и культуры. Собор, построенный в 1777 году, был поставлен на государственный учет как памятник дореволюционной архитектуры. За последние 50 лет здание собора не ремонтировалось, а в 1942 году было передано для размещения исправительной трудовой колонии, в это же время была разобрана колокольня собора[6]. В своем первоначальном облике теперь его можно увидеть только на одной из фотографий личного фотографа императора Николая II С.М. Прокудина-Горского, который в одной из своих экспедиций запечатлел во всем своем великолепии это архитектурное сооружение. Была получена правительственная телеграмма, запрещавшая разрушение здания как памятника архитектуры. В этот же период была проведена реконструкция здания, приспособившая здание для размещения ИТК. Из-за отсутствия кровли кирпичные стены собора подверглись воздействию атмосферных осадков и, соответственно, это привело к коррозии и разрушению фундамента. Именно поэтому была утрачена практически вся настенная живопись собора. По заключению комиссии от 11 ноября 1965 года здание имело износ более 80% всех конструкций. Комиссия считает целесообразным поставить вопрос о полной разборке здания. На протяжении ряда лет перед Министерством культуры РСФСР ставился вопрос об отпуске средств для реставрации здания, но деньги не были выделены до сего времени. В целях сохранения здания бывшего собора как памятника архитектуры необходимо в ближайшее время приступить к ремонту и реставрации здания[7].

Председатель Совета отделения Общества по охране памятников истории и культуры В. Мокеев просит Министерство культуры РСФСР и Центральный Совет Общества о выделении средств в 1967 году на ремонт и реставрацию архитектурного памятника в городе Шадринске. Советом отделения Общества проведена следующая работа: поставлен вопрос о ремонте и реставрации здания бывшего Спасо-Преображенского собора с просьбой решить этот вопрос на исполкоме Шадринского Совета депутатов трудящихся. На нем приняли решение просить у Министерства культуры РСФСР прислать в город Шадринск специалистов для определения размеров ремонта и составления сметы на реставрацию здания[8]. Члены Общества проводили комсомольские собрания, школьные маевки, городские праздники, посвященные памятным датам и местам города. Также поднимался вопрос об установке памятников важнейшим деятелям города Шадринска, среди которых основатель Шадринской слободы Юрий Малечкин, первый комендант города князь Мещерский, но в связи с проблемами финансирования и прекращением деятельности Общества памятники не были установлены. Шадринское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры внесло весомый вклад в развитие и популяризацию памятников истории и культуры, благодаря своей работе сохранило богатое историческое наследие города Шадринска. Совместно с шадринским отделением ВООПИК работал и Отдел культуры Администрации города. Главными их достижениями стало создание карты памятников архитектуры Шадринска и реестр памятников истории и культуры г. Шадринска[9].

Важнейшим явлением в истории Шадринска следует считать возникновение общественной организации – Шадринского городского Движения «За культурное возрождение» (1990 г.). С первых шагов своей деятельности Движение поставило ряд вопросов по проблемам духовно-культурного возрождение местной среды. В 1990 году принят закон «О свободе совести и религиозных организаций». Первым же открытым храмом в городе после длительного антирелигиозного гнета стал Спасо-Преображенский собор.По иициативе Ии Ивановны Судневой началось восстановление Свято-Николаевского храма, который передаливерующим 25 июня 1991 года. Храм был засыпан мусором, стены обваливались, опасно было входить внутрь[13, с.315]. Участники Движения за культурное возрождение, общественность города вышли на борьбу с мусором, развалом церковных помещений. Работа велась путем организации субботников. Многое сделать помогли организации, производственные коллективы: сделали крышу, провели отопление, настелили два потолка, пол, расчистили стены, своды. 19 декабря состоялась первая после закрытия храма церковная служба на праздник св. Николая Чудотворца. С этого дня стали совершаться богослужения и одновременно продолжались восстановительные работы[13, с.316].

Отдельное место в охране памятников истории и культуры занимают памятники археологии. Они отличаются от других памятников культуры, которые можно ремонтировать и восстанавливать. При полном или частичном разрушении древних городищ, поселений, могильников они не реконструируются, а считаются утраченными. После археологических раскопок памятники также перестают существовать. Сведения о них остаются только в отчетах, чертежах, фотографиях, рисунках. В этом заключается уникальность работы археологов[17, с.45].

Основные факторы разрушения памятников археологии: природные и антропогенные. Природные причины – это, как правило, ветровая эрозия почв и размывание берегов водоемов. Но в гораздо большей степени разрушения происходят от жизнедеятельности людей. Прежде всего, от капитального строительства, закладки карьеров, коммуникаций и дорог. Ряд руководителей хозяйств принимают решения разровнять насыпи курганов, находящихся на пашнях[15, с.38]

Наиболее известные факты разрушения памятников археологии в Шадринском районе: у бывшей деревни Бабарыкино, где заложены карьеры; курганы у озера Ачикуль и у с. Нижнетобольное в Белозерском районе; могильник раннего железного века в с. Зайково Кетовского района (при строительстве кладбища); курганы раннего железного века у озера Орлово. [15, с.40]

В целях решения проблемы сохранения культурного наследия в 2003 году Правительством Курганской области принято постановление об утверждении границ зоны охраны и включении в реестр памятников истории и культуры г. Шадринска, в котором были определены режимы использования и сохранения памятников и их прилегающих территорий. Согласно этому постановлению, 160 объектов культурного наследия, из которых один федерального значения, остальные – регионального, подлежат государственной охране в соответствии с требованиями действующего законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Зоны охраны должны быть главным инструментом сохранения наследия в его исторической градостроительной и ландшафтной среде, территорией защиты, где устанавливается особый режим градостроительной и хозяйственной деятельности, обеспечивающий физическую сохранность объекта культурного наследия и его исторического окружения[14, с.23].

17 февраля 2015 г. в Центре «Лад» прошло очередное заседание Шадринского городского Движения «За культурное возрождение». В основном, оно было посвящено обсуждению открытого письма в администрацию г.Шадринска и лично главе города Л.Н. Новиковой. В письме затронута проблема активной утраты объектов культурного наследия нашего города. Текст письма был зачитан председателем движения И.А. Спириной[20].

Отрывок из обращения: «Широкие слои населения и общественность нашего города обеспокоены участившимися за последние полгода случаями уничтожения памятников истории и архитектуры. Шадринск уже потерял множество старинных домов, в том числе каменных, и постепенно превращается из старинного самобытного города Зауралья в безликий среднестатистический населённый пункт. Это накладывает серьёзный негативный отпечаток на мировосприятие горожан, лишает их права на красивую благоприятную внешнюю среду, оскорбляет их патриотические чувства…»

Открытое письмо поддержали не только участники Движения «За культурное возрождение», но также сотрудники Шадринского краеведческого музея, предприниматели, депутаты Городской Думы и другие люди, неравнодушные к судьбе родного города[20].

В связи с этим обращением, был собран круглый стол на тему «Сохранение культурно-исторического наследия города Шадринска». Для того, чтобы шадринцы знали, какое здание или сооружение действительно является объектом культурного наследия, участники круглого стола предложили оформить для таких объектов единые таблички с указанием прошлого предназначения и краткой историей. Сегодня мемориальные доски размещены не на всех памятниках. Идея была единогласно поддержана собравшимися. Еще один важный вопрос, который был поднят в разговоре – современная застройка исторической части города. Озвучивалось мнение, что нередко частные индивидуальные дома своим проектом либо фасадом разрушают исторический облик города. Мэр города Людмила Новикова сообщила, что раньше на законодательном уровне повлиять на это не представлялось возможным. Проблему может решить статус «исторического поселения», который с недавних пор может присваиваться на региональном уровне местными властями. Еще одним результатом работы круглого стола стало решение о создании специальной рабочей группы, которая и займется воплощением в жизнь намеченных планов по сохранению исторического облика города[19].

Таким образом, последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострили ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем – приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим, регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон – один из важнейших вопросов сегодняшней памятникоохранительной политики[14, с.20].

Культурное и природное наследие России активно вовлекается в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Всероссийская организация охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций[12, с.15].

Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство[17, с.85].

Ни в отечественной, ни в мировой практике не существует вечных методов сохранения. Главная задача – приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения. Качественный уход и надлежащая эксплуатация – наиболее эффективный, щадящий метод сохранения наследия. Современные профилактические и консервационные работы увеличивают сроки межреставрационных периодов.

Следует признать, что реставрация – мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает глубокое вмешательство в подлинную ткань памятника, влечет за собой элементы воссоздания и уносит частицу подлинности. На современном этапе к реставрации предъявляется иное требование – максимальное сохранение подлинности, в этой связи реставрируемый объект не должен обновляться до такой степени, чтобы восприниматься как новодел[12, с.18].

В реальных условиях сегодняшнего Шадринска, где насчитывается 160 памятников (согласно нового предварительного реестра – 177), из которых более половины нуждаются в срочных реставрационных вмешательствах (с объемом затрат порядка 700 млн. руб.), комплексная научно обоснованная реставрация с соблюдением технологии и последующим грамотным уходом за историческими строениями (проверкой состояния сетей, кровель, конструкций, креплений декора и немедленным устранением дефектов), остается приоритетом среди других методов сохранения[14, с.21].

Учитывая особый статус объектов культурного наследия, наличие вызванных этим статусом обременений, проведение работ по ремонту зданий-памятников требует от собственников и пользователей данных объектов, заказчиков и подрядчиков, проводящих ремонтные работы, выполнения целого ряда обязательных условий, направленных на сохранение неизменности облика объектов культурного наследия.

Светоносов Дмитрий Николаевич,
Шадринский государственный
педагогический университет, студент.

Список литературы:
1. Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России [текст] / Веденин Ю.А. – М., — 1995. – 224 с.
2. Борисов С.Б. Шадринская энциклопедия. Том 1. А – Ком / под редакцией В.Н. Иовлевой, А.В. Плотниковой [текст] / Борисов С.Б. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2013. – 524 с.
3. ГУ ГАШ Ф.683 Оп.1 Д.70 Л.70
4. ГУ ГАШ Ф.683 Оп.1 Д.71 Л.76
5. ГУ ГАШ Ф.683 Оп.1 Д.88 Л.20
6. ГУ ГАШ Ф.1054 Оп.1 Д.8 Л.26
7. ГУ ГАШ Ф.1054 Оп.1 Д.15 Л.44
8. ГУ ГАШ Ф.1054 Оп.1 Д.22а Л.53
9. ГУ ГАШ Ф.1054 Оп.1 Д.33 Л.30
10. Калистратова А.В. Архитектура Шадринска [текст] / Калистратова А.В. – Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2003. – 39 с.
11. Колчина Е.С., Калашникова Л.В. Культурное наследие (памятники истории и культуры) г. Шадринска [текст] / Е.С. Колчина, Л.В. Калашникова. – Шумиха: ОГУП «Шумихинская межрайонная типография», 2012. — 320 с.
12. Михайлова Н.В. Историко-культурное наследие России: проблемы охраны [текст] / Михайлова Н.В. – 1999. – 168 с.
13. Пашков А.А. Ради лучшего бдущего. Страницы истории Шадринского района Курганской области 1945 – 1991 гг. / Пашков А.А. – Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2014. – 356 с.
14. Богданова Е.А., Носкова Т.В. Проблемы сохранения объектов культурного наследия в г. Шадринске Всероссийская научно-практическая конференция «VII Зыряновские чтения». – Курган. – Издательство КГУ. – 2009. – 196 с.
15. Вохменцев М.П. К вопросу об охране памятников археологии в Курганской области. / Шадринская старина. Краеведческий альманах [текст] / Борисов С.Б. – Шадринск. – Изд-во Шадринского пединститута, 1993. – 132 с.
16. Гаев И. Пожарами опаленный // Исеть. – 2014. – 9 декабря.
17. Сурин С.Ф. Вопросы изучения, восстановления, сохранения и использования памятников археологии, архитектуры, истории и культуры Зауралья / Шадринская провинция: Материалы второй региональной краеведческой конференции/ С.Б. Борисов, А.М. Бритвин [текст] / С.Б. Борисов, А.М. Бритвин – Шадринск: Изд-во Шадринского педагогического института, 1998. – 176 с.
18. Александрова Т. Купеческие кварталы могут получить статус «исторического поселения» [электронный ресурс] / Александрова Т. Шадринск – режим доступа: http://www.shadrinsk-city.ru/?p=55889
19. Злодеев В. Памятники архитектуры: быть или не быть? [электронный ресурс] / Злодеев В. Шадринск – режим доступа: http://shadr.tv/pamyatniki-arxitektury-byt-ili-ne-byt/

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VII этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (2 октября 2015 г.).

Написать комментарий