Шадринск унаследовал культуру Великого Новгорода

В 1897 году прошла первая всеобщая перепись населения Российской империи. Было учтено количество грамотных в стране. В Пермской губернии, в состав которой входил Шадринск, процент грамотных составил 24,4 %. Наш город выделился хорошими показателями учености – 42%. Жители от 10 лет и старше умели читать, писать и считать, а у мужчин этот показатель был еще выше – 51,7%.

Шадринцы имели свою особую историю развития грамотности со времен возникновения слободы на реке Исети. В 1030 году князь Ярослав «приде к Новгороду и, собрав от старост и священников детей 300, повеле учите книгами». Это было на Руси первое народное училище. При Ярославе многие книги переводились с греческого языка на русский, вышли первые письменные законы. Факел российского просвещения был зажжен князем новгородским. За это и другие добрые дела в просвещении и воспитании нравственности он заслужил прозвище «Мудрый».

Новгородцы овладели грамотой, и если их южные предки использовали для письма деревянные дощечки, то жители северного русского города в XI –XVI веках применяли бересту. Знаменитые берестяные грамоты для письма простых горожан, написанные по самым различным поводам: то это короткая просьба дать взаймы гривну, то приглашение на похороны, записки жене, любовные письма, челобитные и т.п. Оформление текстов очень схоже с записями на дощечках древних славян: слова написаны без пропусков, одной строчкой. Буквы на коре березы процарапаны особым костяным инструментом, также найденным при раскопах.

К концу XY века новгородцы и вологжане проникали за Каменный пояс (Урал) и положили начало открытию Западно-Сибирской равнины. После походов атамана Ермака и других царских воевод (1582-1598) в Западную Сибирь поспешили толпы «гулящих» людей. Исетский край заселялся одним из первых.

В 1662 году возникла Шадринская слобода. Лев Поскочин, чиновник Тобольского уезда, летом 1680 года переписал мужское население слободы. В этом источнике мы находим происхождение фамилий многих шадринцев, их социальный состав. Добрая часть переселенцев была выходцами из семей, где знали грамоту. Это были поповские дети, дьячки, монастырские служители, конные и белопоместные казаки, драгуны.

«Во дворе Мартынко Васильев Попов сказал: родился де он в Устюжском уезде в Утмановской волости, жил у церкви в пономарях. В Сибирь пришел и живет в Шадринской слободе с 1672 года. У него дети: Илюшка – 20 лет, Мишка – 18 лет, Куземко – 17 лет, Васка – 14 лет, Федотко – 10 лет, Ивашко – 8 лет, Сенко – 6 лет».

Надо полагать, что пономарь знал грамоту, и все его разновозрастные дети усвоили письмо и счет.

В деловых взаимоотношениях с властью шадринцы предпочитали выразить свои обращения, просьбы на бумаге, веруя в ее необыкновенную силу воздействия.

Слободчики в первые десятилетия своей жизни на Курье Шадрихе занимались хлебопашеством и скотоводством, поэтому большое количество челобитных было с просьбой об отводе земли под усадьбу, пашню, сенные покосы. Текст письменного послания Ивашки Чюванёва: «Царю-государю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой, и Белой России, Самодержцу, государю, благоверному царевичу и великому князю Федору Алексеевичу бьет челом холоп ваш Шадринской слободы драгун, Ивашка Чюванёв. Милосердные государи, пожалуйте меня холопа своего, велите, государи, мне отвести землю под двор и под огород, место по нижнюю сторону острога против Фильки Осипова в том ряду, а от реки против двора Кирияки Кайгородца. Царь-государь и государи благоверные царевичи, смилуйтесь, пожалуйте!» Челобитная была написана в 1671 г.

Шадринцы были охочи до многожанровых рукописных посланиий. Однако, челобитные шадринских слободчан не доходили до адресата. Они хранятся сейчас в фондах Пермского областного краеведческого музея. Оформлены не в папках и подшивках, а в свитках. Их размер достигает иногда до 25 метров. Если рукописи соединить в одну ленту, то длина ее составит 557 метров. Эти документы сейчас важны для изучения общественных взаимоотношений и быта наших предков.

Новгородское речение сохраняется у шадринцев вплоть до распространения телевизионных передач в быту и деловых обстоятельств. Так, смысл слов, к примеру, «разболокаться» (раздеваться), «ерепениться» (куражиться) понимали только в Западной Сибири и на Северо-Западе России. Оканье и напевность новгородского говора когда-то было отличительной чертой шадринцев. Сохранились в репертуаре шадринской художественной самодеятельности новгородские старинные игры «Ходит царь по Новугороду», «А мы просо сеяли, сеяли…».

Переселенцы из районов Новгорода, Архангельска, Пскова, Вологды принесли на шадринскую землю не только стремление постичь грамоту, но и православную веру, чтимый образ Михаила Архангела, ремесла, умение торговать и свободолюбивый характер.

Игорь Михайлович Гаев, краевед,
участник Шадринского Движения
«За культурное возрождение».

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам V этнолого-краеведческой конференции, посвященной памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2013 г.).

Написать комментарий