Синелевая вышивка: уроки мастера

Синелевая (синельная) вышивка с помощью специальной иглы пришла к нам с переселенцами из центральных районов России. В музее предметов быта Центра Лад хранятся фартук-запон, вышитый синелевым швом тонированным гарусом (приблизительно датированный концом XIX века); полотенце, вышитое ирисом и мулине по фабричному полотну; юбочка, вероятно, сшитая из сатинового запона, вышитая синелевым и тамбурным швами шерстяным гарусом монохромного и секционного крашения.

«Синель» — с французского — «гусеница» (пушистый шнурок для вышивания, плетения и пр.). Существуют два вида подобной вышивки: вышивка синелевой пушистой ниткой вприкреп и синелевая вышивка с помощью специальных приспособлений — иглы и высоких пялец обычными нитками (шерстяными, хлопчатобумажными: ирис, мулине и пр.).
1
Можно с уверенностью сказать, что этот вид вышивки был излюбленным в нашей местности. Сравнительная дешевизна исходного материала (возможность распускать старые вещи), относительно небольшая трудоемкость изготовления и высокая декоративно-эстетическая ценность таких изделий — вот слагаемые успеха синелевой вышивки в народной среде. В 1970-1980-х годах в условиях тотального дефицита товаров народного потребления в нашем регионе возродился интерес к вышивке синелевых ковров. По виду такие ковры не уступали тканым, рисунки и композиции заимствовались с них же.

Синелевые ковры шились на льняной бортовке или драпе (сукне) в зависимости от типа работы: с заполнением фона вышивкой или таковым служила ворсовая ткань. Мотивами вышивки обычно были цветы (розаны и розы, незабудки, маки, виноград) и зооморфные изображения (лоси, олени и др.). Встречались и архаичные элементы декора: рога, меандры.
Синелевые ковры изготавливались в два этапа, не считая подготовительного и окончательной отделки — подведения подкладки. Первый этап: вышивание полотна в высоких металлических пяльцах иглой, у которой была возможность варьировать высоту ворса. Второй этап: ручная стрижка ворса ножницами, процесс достаточно трудоемкий и пыльный. По выражению мастерицы, «легче три ковра вышить, чем один остричь». Бытовали синелевые изделия и с неразрезанным ворсом: с петельной структурой вышивки.

В настоящее время практически забыт этот вид вышивки, хотя поддерживают эту традицию отдельные мастерицы. Так, много лет мы сотрудничаем с Галиной Александровной Арыкиной (1916 г.р.), познакомились с Лидией Николаевной Оноховой (1928 г.р.) и Галиной Александровной Юношевой (1930 г.р.). У нас возникло желание организовать мастер-класс для детой, обучающихся в текстильной мастерской Центра «Лад», используя уникальную возможность перенять секреты мастерства из первых рук, без посредничества, как в старину: «из рук в руки». На фото- и видеорепортажах запечатлены не только технологические этапы синелевой вышивки, работы мастеров в этой технике, но и та особая обстановка и атмосфера, присущая общению представителей разных поколений, объединенных общим интересом. Старшему поколению импонировало внимание к их рукоделию, у младшего вызывал неподдельный интерес экзотический для них вид творчества. В текстильной мастерской Центра «Лад» мы переосмыслили технологию вышивки, внесли свои коррективы, диктуемые временем и обстоятельствами. В итоге сложилась оригинальная техника, которую можно обозначить как синелевое шитье, создающее разреженную, рельефную фактуру полотна. На выставках в городе и за его пределами синелевая вышивка вызывает стойкий интерес. На конкурсе «Урал мастеровой» в Челябинске работа в этой технике Засыпкиной Ксении была удостоена диплома «За сохранение традиции».

Задача Центра «Лад», мастеров, здесь работающих, — не дать исчезнуть из нашей культуры еще одному виду ремесла, не оборвать нить преемственности традиций и возродить в новом качестве, с более современным звучанием.

Наталья Павловна Скрипилёва,
Центр русской народной культуры «Лад».

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам V этнолого-краеведческой конференции, посвященной памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2013 г.).

Написать комментарий