Свадебный обряд и семейные традиции села Ольховка Шадринского района

Свадебный обряд и семейные традиции села Ольховка Шадринского района Курганской на современном этапе (по экспедиционным материалам).

Записано со слов Пульниковой Нины Николаевны, в девичестве Язовских. Родилась в деревне Язовка Курганской области, после замужества в 1970 году переехала в деревню Ольховку.

Лет в 16-17 юноши и девушки начинали ходить на вечерние гуляния. В строго определенное время они должны были вернуться домой. Летом гуляли на улице, в основном в саду, зимой собирались по домам. Пели песни, в основном, о наболевшем, о жизни. У кого был особый талант, танцевали кадрили. Если девушке понравился парень, она начинала на него поглядывать. Если парень отвечал девушке взаимностью, то он начинал ответные действия. Охаживал девушку, совершал ради нее различные поступки. Но при всем при этом наглых не было.

В возрасте от 20 лет начинали вступать в брак. Свадьбы в основном праздновали зимой, так как весной, летом, осенью все были заняты в поле, было не до развлечений.

Чтобы дать понять родителям девушки о намерениях юноши, в дом девушки засылали сватов. Мнение девушки обязательно учитывалось. Также обязательно учитывалась очередность: первой выходила замуж старшая сестра и т. д.

Обязательно проходили смотрины хозяйства жениха. Жених перед свадьбой дарил подарки родителям невесты и невесте.
Невест выбирали из соседних деревень. Жениться на двоюродных сестрах было запрещено, но можно было на троюродных.
Просватанной девушке можно было ходить на гуляния, но она должна была вести себя скромно. Вообще невеста перед свадьбой занималась вышиванием приданого.

В день свадьбы сваты вместе с женихом отправлялись в дом невесты на выкуп. Затем молодые ехали в церковь на венчание и далее в дом жениха, где продолжалось гуляние.

Ходом свадьбы руководили старейшие. Гости одаривали подарками, а не деньгами. Дарили кто что мог.

На свадебный стол готовили различные булки, жаркое, яичные коржи. Готовили в основном то, на что хватало денег.
Молодым на свадьбе не разрешалось пить, объясняли это тем, что в первую ночь могло произойти зачатие. Под конец свадьбы молодых провожали в отдельную комнату, а старшие давали им наставления.

Свадьба длилась от 3 дней до недели. На второй день также пили, веселились, бросали «сор». В некоторых деревнях родителей жениха одевали как жениха и невесту, садили в сани и катали по деревне. После свадьбы молодые жили в основном вместе с родителями.

Примерно в возрасте 20 лет женщина рожала своего первого ребенка. В среднем в семье было 3 ребёнка. Но тут уж кому как повезет. По словам Нины Николаевны, кому как бог пошлет. Мальчиков и девочек рождалось поровну, родители были рады любому ребенку. Так как была высокой детская смертность, обращались к различным бабушкам, чтобы те делали заговоры, вешали крестик на ребенка. На своем опыте убеждались, что это помогало. Рождение двойни не приветствовалось, но, однако, их все равно воспитывали. Беременной женщине запрещалось перешагивать через кочергу, ружье, веник и ноги мужа. Также запрещалось становиться на порог. Было запрещено всеми канонами, так велось «испокон веков».

Беременная выполняла ту же работу, что и остальные. И ела она то же, что и все. Для того, чтобы будущего ребенка не сглазили, беременной нельзя было встревать в ссоры, она должна была относиться ко всем с добром.

Роды принимала повитуха, рожали либо дома, либо в бане. Повитуха принимала ребенка, перерезала ему пуповину. Что повитуха делала с пуповиной и последом, она /информант/ не распространялась. Чтобы уберечь мать и ребенка от нечистой силы, повитуха во время родов шептала, родственники в это время молились.

Валерия Олеговна Ушакова,
Шадринский государственный педагогический институт,
студентка.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VI этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (3 октября 2014 г.).

Написать комментарий