Священнослужители Батуринской Преображенской церкви из рода Капустиных

Возникновение села Батуринского и его развитие уходит в глубину веков и теснейшим образом связано с историческими процессами юго-западной части Зауральского Приисетья.

Колонизационный поток населения особенно усилился с началом строительства сплошной Исетской укрепленной линии (1667–1670 гг.). Возникают укрепленные населенные пункты: остроги, слободы, вокруг которых под прикрытием военных селятся прибывающие переселенцы из других регионов России.

Крестьянин Вологодской губернии Варфоломей Евставьевич Батурин, прибывший с двумя товарищами, облюбовал место на берегу речки Солодянки, притоке реки Барнёвы, впадающей в реку Исеть. Здесь прибывшие и поселились своими дворами (1674 г.). С ростом населения сформировалась деревня, назвали её Батуриной. Жители были русского племени, православного вероисповедания, крестьяне, землепашцы.

Народная колонизация Зауралья принесла в край и свой православный уклад жизни. Русский человек – православный, верующий человек; и в своей жизни и деятельности, беде и радости уповал на Господа Бога Иисуса Христа. Русский православный христианин-переселенец на новом месте незамедлительно строил часовню или храм. Церкви нехитрого строения размещались среди крестьянских дворов с избами, клетями, банями, огородами. Подле церкви – дома священника и причта. Была церковь и в с. Батуринском. Об этом свидетельствует грамота митрополита Тобольского Антония – грамота о возобновлении церкви в селе Батуринском от 1732 года за № 382. Что случилось с церковью, мы не знаем. Возможно, сгорела, что было не редкостью в те времена. Батуринцы были вынуждены обращаться со своими христианскими нуждами в Кабанскую Богородицкую церковь.

Батуринские крестьяне решают возвести в селе новый Божий храм, уповая только на милость Божию. 22 июля 1761 года Тобольским митрополитом Павлом был освящен и подписан на голубом атласе антиминс для престола храма во имя Преображения Господня. Строительство же храма все отодвигалось. То ли по причине волнений приписных крестьян, то ли из-за великой скудости крестьянской. И вплоть до 1765 года православные батуринцы входили в состав Кабанского прихода. В 1765 году, в связи с достаточностью православных крестьян в селе Батурино, образовался самостоятельный приход, к которому примкнули деревни Лашкова, Кутикова, Колесникова. 27 июня 1765 года по грамоте того же митрополита Павла в Батурино была заложена церковь. Строительство храма выпало на долю основателя священнического рода в Батурино Василия Трофимовича Капустина. Церковь была построена деревянная, окантована вокруг тесом, «строена за счет прихожан, не исключая и сумм доброхотных дателей, совокупно с колокольней». Церковь была холодной, не имела печей, освящена митрополитом Тобольским Павлом 31 января 1768 года.

Василий родился 4 марта 1732 года в семье священника с.Тугулымского Тюменского уезда Трофима Михаилова Капустина, учился в Тобольской семинарии. О. Василий был женат, имел детей: сыновей Леонтия и Игнатия и дочь Вассу. Прослужив 28 лет, в 1793 году выведен за штат по старости. Проживал в доме сына священника Леонтия, вдов. Скончался в 1808 году в возрасте 76 лет.

Старший сын о. Василия Леонтий родился 18 июня 1761 года. Обучался первоначальной грамоте в семье, затем в Тобольской семинарии на богословском отделении, после окончания которой служил в Тобольске в Богоявленской церкви, в городе Далматово присутствующим в Духовном правлении. Кроме его служебной деятельности известно о его поэтическом творчестве. «Стихотвором слыл мой дед», – скажет позже архимандрит Антонин. Стихи о. Леонида Капустина, посвященные первоначальной истории монастыря, рассказывают о происхождении Далмата, его приходе в Исетский край с иконою Успения Божией Матери, взаимоотношениях с тюменским татарином Илигеем, об угрозе его жизни и заступничестве Пречистой Девы Марии. Повествование в поэтической форме исторически правдиво раскрывает трагические страницы святой обители, приход к отцу сына его Исаака и совместную их работу по возведению монастыря.

В конце 1793 года по прошению родителя Василия Капустина и по собственному желанию «ради пропитания престарелых родителей» о. Леонтий был переведен в с. Батурино к Преображенской церкви, таким образом, унаследовал отцовское место в храме.
Священником Леонтием Васильевым к существующей в селе Батурино церкви Преображения Господня был произведен теплый пристрой придела во имя Казанской иконы Божией Матери.

У священника Леонтия была жена Ирина Иванова Левосторонцева, мещанская дочь. У них были дети: Ипполит (род. 1790 г.), Иван (род.1793 г.), Стефан (род.1797г.), дочери Мария (род. в 1795 г.), Анна (род.1800 г.), Параскева (род.1806 г.). Ипполит и Стефан обучались в семинарии, Иван (Иоанн) с 12 лет служил при Батуринской церкви дьячком, а дочери получили хорошее домашнее воспитание: обучены грамоте, женскому рукоделию – прясть, шить и кружево плести. В 1816 году 1 июня о. Леонтий заложил в Батурино новую каменную церковь с колокольней «в длину со стенами на 16 саженях с одним аршином, а в ширину на 6 саженях». Но уже на другой год о. Леонтий служил протоиереем в Градокамышловском Покровском соборе, где и скончался после 1827 г. В Камышлове служил священником брат его Игнатий Васильев Капустин. О. Игнатий имел трех сыновей, все священнослужители.

С 1818 года священником Батуринской Преображенской церкви служит Иоанн Леонтьев Капустин.

Иван Леонтьев Капустин родился 26 сентября 1793 года, обучился пению, чтению и письму в семье родителей, в семинарии не обучался. В возрасте 12 лет произведен Преосвященным Иустином Епископом Пермским в Спасо-Преображенской церкви во дьячка. 14 февраля 1815 года Иоанн Леонтьев женился на местной уроженке Марии Григорьевне Варлаковой, поповской дочери. Они жили в собственном деревянном доме на казенной земле. У о. Иоанна и Марии Григорьевны родились 13 детей, шестеро из которых умерли в раннем возрасте. Из оставшихся Платон родился в 1815 г., Андрей – в 1817 г., Александр – в 1823 г., Антонина – в 1825 г., Вениамин – в 1827 г., Николай – в 1835 г. и Михаил – в 1837 г. Дети рано научались читать, писать и петь. В раннем детстве у чад Капустиных под влиянием церковного уклада жизни и тесной связи с народом, с его бытом складывался их духовный мир. А Святки, Пасха, Рождество, храмовые праздники становились знаковыми явлениями в религиозном воспитании. Все дети, шестеро сыновей о. Иоанна Капустина, каждый в свой срок, проходили суровую школу Далматовской бурсы – заканчивали духовное училище, учились дальше: кончали курс духовной семинарии. Платон учился в Тобольской семинарии, Андрей, Александр, Вениамин, Николай и Михаил – в Пермской духовной семинарии.

В 1852-1853 годах вокруг Спасо-Преображенской церкви была выстроена каменная ограда с двумя каменными флигелями с западной стороны.

В 1856 году о. Иоанн Леонтьевич вышел за штат по старости. На его место в Батуринскую Преображенскую церковь в 1856 году заступил сын о. Иоанна, Николай Иванович, кончивший только что Пермскую духовную семинарию. Здесь он женился. Супруга Мария Васильевна подарила ему детей: дочь Анну и сыновей Антонина и Иоанна. В Батурино Николай Иванович совмещал служение в церкви с работою в сельском приходском училище в качестве законоучителя.

Другой сын о.Иоанна, Александр Иванович, окончил Пермскую семинарию на 10 лет раньше Николая Ивановича, в 1846 году, рукоположен во священника и направлен в Ертарский завод Камышловского уезда к Свято-Троицкой церкви. Там Александр Иванович женился, взяв в жены священническую дочь Таисию Васильевну. Супруги Александр Иванович и Таисия Васильевна имели детей: два сына и три дочери.

Во время священства Николая Ивановича в Батурино произошло знаменательное событие. В июне 1863 года у родного очага собралась вся многочисленная семья Капустиных: стар и млад. Растроганные родители Иоанн Леонтьевич и Мария Григорьевна радушно встречали взрослых своих детей и многочисленных внуков. На правах хозяина выступал и Николай Иванович со своей супругой Марией Васильевной, имевший к тому времени двух малолетних детей. Из Ирбитского уезда, села Еланского, прибыла чета Капустиных – Александр Иванович и Таисия Васильевна со своими детьми (их у них было четверо). Из Перми приехал молодой ученый, выпускник Московской духовной академии, только приступивший к преподавательской деятельности в Пермской духовной семинарии младший сын Михаил. Старший сын, Платон Иванович, священник Московской церкви Рождества Богородицы в Бутырках, приехал к родному очагу с многочисленным своим семейством – четырьмя сыновьями и дочерью. Из далекой Византии, Святого города Константина, в долгожданный отпуск прибыл обожаемый всеми Андрюша, Андрей Иванович, Архимандрит Антонин – настоятель русской посольской церкви в Константинополе. Не преминул прибыть брат Иоанна Леонтьевича – Ипполит Леонтьевич, бывший Епископ Екатеринбургский Иона, викарий Пермской духовной консистории, вышедший за штат и живший на покое в Далматовском Успенском монастыре. Здесь же были и дочь о. Иоанна Антонина Ивановна, и другие родственники.

В преддверии 60-летнего юбилея о. Иоанна сыновья привезли ему памятные подарки: необыкновенные немецкие часы с боем, хитроумный настольный органчик, музыкальные шкатулки. Особо ценный подарок сделал преосвященный Иона не только брату, но и всем батуринцам – он подарил Преображенскому храму колокол весом 250 пудов, приуроченный ко времени 100–летнего непрерывного священства рода Капустиных в этом селе.  Братья Платон и Андрей, увлекавшиеся фотографией, только входившей в моду, снимали в Батурино каждый памятный уголок и всех домочадцев. В семейном кругу, в беседах и расспросах время летело быстро. Приближалось время разлуки.

О. Антонин (Андрей), уже длительное время проживавший в солнечных южных экзотических странах, особо обостренно чувствовал разительное отличие батуринской жизни. «Эту мирную, сросшуюся с землей и природой жизнь славянскую, не высокую, не заметную, не громкую и не бойкую» будет он часто вспоминать. «Хлеб да соль, песня да сказка, печь да поле, работа да гулянье, тишь да гладь, да Божья благодать», — напишет он позже. В 1865 году Архимандрит Антонин пожертвовал Батуринскому храму топазовый в серебряной оправе напрестольный крест, украшенный разными драгоценными камнями. По бокам креста на серебряной его оправе сделана надпись: «Крест со вложением частицы Животворящего древа креста сооружен и пожертвован в Преображенскую церковь села Батуринского в память столетия 18 июня 1865 года священствования в нем рода Капустиных».

1865 год оказался для священнического рода Капустиных не столь счастливым: ушел из жизни Иоанн Леонтьевич, глава семейства, и сын его Николай Иванович. После их смерти остались вдовы Мария Григорьевна (70 лет) и Мария Васильевна, а с ними дети Антонин (6 лет) и Иоанн (5 лет) Николаевичи. На место священника к Батуринской Преображенской церкви прибыл Александр Иванович Капустин, служивший священником в Еланском селе Ирбитского уезда. Но служение Богу в родном Преображенском храме длилось недолго. В 1868 году о. Александр скончался. Остались вдова Таисия Васильевна да дети: сын Александр 17 лет, обучавшийся в Далматовском духовном училище, сын Вениамин – студент среднего отделения Пермской духовной семинарии, дочери Александра 19 лет, Афанасия 11 лет, София 5 лет.

На праздную должность к церкви определен священнический сын Сергей Григорьевич Троицкий, окончивший в 1868 году курс Пермской духовной семинарии с аттестатом первого разряда. В 1869 году 17 марта он рукоположен Преосвященным Вениамином Епископом Екатеринбургским во священника к Батуринской Преображенской церкви. К этому времени о. Сергей женился (ему было 25 лет) на Александре Александровне Капустиной, став зятем Таисии Васильевны. О. Сергей Троицкий прослужил в Батуринской церкви два года. С 1871 года там служил уже священник Николай Иоаннов Щапков..Таким образом прервалась более чем столетняя священническая линия Капустиных в селе Батурино.

Архимандрит Антонин (Андрей Иванович Капустин)

Одним из выдающихся представителей священнического рода Капустиных является Андрей Иванович (в монашестве Антонин). Он не служил в Батуринской Преображенской церкви, но заслуживает того, чтобы о нем было известно. Андрей Капустин родился 12 августа 1817 года. После первоначального домашнего обучения родители направили Андрея в уездное Далматовское духовное училище. Пять лет (1825-1830 гг.) проучился Андрей в этом училище. В 1830 году Андрей Капустин поступил в Пермскую духовную семинарию. После шестилетнего обучения (с 1830 по 1836 гг.) в Пермской духовной семинарии он с дядей Ионой отправился на юг в теплую Малороссию, в Екатеринослав, продолжать учение. (Дядя был переведён из Тобольской семинарии ректором в Екатеринославскую духовную семинарию.) Андрей Капустин с успехом и интересом продолжил своё образование в Екатеринославской семинарии, которую окончил весной 1839 года. Ему было 22 года.

По определению начальства семинарии, в том же году Андрей отправился в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1843 году, получив высшее духовное образование по первому разряду.

Начальство оставило его при академии. 25 октября 1843 года он стал учителем академии по классу немецкого языка. Через полгода его «догрузили» преподаванием греческого языка. Осенью 1845 года он стал магистром. После смены ряда академических кафедр его назначают членом внутреннего правления академии по учебной части, он исполняет должность инспектора.

В эти же годы Андрей Иванович пережил личную трагедию. Любовь к Надежде Яковлевне Подгурской, 16-летней красавице, стоила ему огромных душевных мук. На другого взглянули её прекрасные глаза. Андрей Иванович решил отречься от мира сего. О своем решении Андрей Иванович написал родителям в Батурино: без благословения от них он не хотел предпринимать столь важного шага. Благословение было получено и хранилось в застеклённой рамке, разрисованное и украшенное виньетками.

7 ноября 1845 года Андрей Иванович был пострижен и наречен Антонином в честь празднуемого в тот день мученика Антонина. 18 ноября он был рукоположен в иеродиакона и 21-го – в иеромонаха.

С 1850 года его служебная карьера резко меняется: его назначают настоятелем посольской церкви в Афинах, где он служит в течение 10 лет. Здесь Антонин сложился как ученый, не столько как теоретик, но большей частью как практик.
В марте 1860 года – новое назначение. 18 сентября 1860 года архимандрит Антонин прибыл в Константинополь (Турция) на должность настоятеля русской посольской церкви. Константинопольский период его жизни (с 1860 г. по 1865 г.) наиболее плодотворный в области научной деятельности.

В 1865 году – новое назначение. О. Антонин был назначен в Иерусалим и стал во главе миссии, т.е. учреждения, как тогда говорили, «паломнического». Задача миссии была «заботиться и окормлять громадное количество русских паломников в Святой земле, которых ежегодно вплоть до 1-й мировой войны приходило до 10000 человек в год». Русские до приезда о. Антония в Иерусалим имели там лишь Троицкий собор и ряд жилых помещений для паломников. О. Антонин задумал покупать земли и строить на них церкви, где бы «русские паломники могли молиться на родном языке».

Иностранцам в Палестине скупать земли запрещалось. Через подставных лиц (своего помощника, драгомана миссии Я.Е. Халеби) о. Антонин за 29 лет проживания в Святой земле скупил 13 участков земли с общей площадью около 425 тыс.кв. метров, которые стали собственностью миссии. По сути, им одним приобретены почти все русские владения в Святой земле: Горнея, Гефсимания, пророческие пещеры, дуб Мамврийский, сады в Иерихоне и возле могилы св. Тавифы в Яффе, включая самую гробницу. Его неутомимая энергия вызывала изумление у современников. При всей своей занятости о. Антонин неукоснительно вычитывал ежедневно всю положенную монастырским уставом суточную службу.

В период пребывания в Иерусалиме архимандрита Антонина Палестинский комитет был преобразован в Императорское Православное Палестинское общество, участником создания которого был о. Антонин. Палестинское общество поручило о. Антонину на средства великого князя заняться археологическими раскопками на русском месте, находящемся непосредственно за Голгофой. Во время этих раскопок о.Антонин нашел остатки древних ворот, через которые во времена Спасителя проводили преступников за город на казнь, с остатками древней городской мостовой, обломками Константиновой базилики и городских башен. Это оказалось то место, через которое сам Спаситель мира прошел окровавленный, избитый, ни кем не защищаемый к месту своей казни на Голгофу. Этот Порог о.Антонин впервые открыл с того времени, когда римляне засыпали его мусором при разрушении Иерусалима в 70 году. Это были знаменитые Судные Врата. Раскопки произвели сенсацию в науке, дав богатый материал для истории земной жизни и последних дней Спасителя.

За свои заслуги перед Отечеством, достижения в области археологической науки и востоковедения о. Антонин был многократно поощряем.

Его работы по археологии и востоковедению были широко признаны в Европе. Скончался архимандрит Антонин 24 марта 1894 года, и по его завещанию был похоронен в Спасо-Вознесенском храме, построенном его трудами.

Вот они, Капустины, эти неведомые созидатели вековой нашей культуры, такие все русские, такие простые, но в то же время аристократически-утонченные, цельные и здоровые. У о. Антонина была печатка с изображением кочана капусты, датой его рождения (1817) и надписью: «Не вкусен, да здоров». Так метко он сам охарактеризовал весь стиль и облик свой, своего рода, своей среды.

Пашков Анатолий Александрович,
краевед.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VIII этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (4 октября 2016 г.).

Написать комментарий