Святыня Спасо-Преображенского собора

В краеведческой литературе много сведений о ликвидации в городе Шадринске церквей и разграблении церковного имущества. Но со временем появляются всё новые подробности.

Речь пойдёт о соборе в честь Преображения Господня (см. фото 1, 1а). В книге «Приходы и храмы Екатеринбургской епархии» (1902 г.) так описан Шадринский Спасо-Преображенский собор начала 20 века: «Снаружи собор окрашен масляной краской зелёного цвета и украшен живописью. Внутри окружающей его ограды насажены деревья, что сообщает храму очень живописный вид» (стр. 458). Что касается живописи, то недавно шадринский краевед Виктория Николаевна Иовлева поведала о том, что в её памяти сохранился рассказ преподавателя нашего пединститута Константина Николаевича Донских (1890–1977 гг.) о делах минувших дней: «В реку из собора стаскивали огромные полотнища со стен с росписями на библейские сюжеты. Это были не фрески по свежей штукатурке, а именно живопись по полотну. Работы какого-то известного художника. Их очень ценил Ф.А. Бронников. И они в реке разбухли: сам холст, да ещё подготовка – грунт, да краски не один слой. Их потом вытаскивали (и как не утащило течением?), сушили и сжигали в котлах бани на берегу (раньше там был пивзавод)».

По свидетельству К.Д. Донских, «когда в Шадринске ломали церкви, французские конфессии заплатили колоссальные деньги за внутреннее убранство церквей, за золото, но прогорели, так как отделка иконостасов оказалась поддельной – деревянная и позолоченная сверху. Зато на Спасо-Преображенском соборе всё с лихвой окупилось: весь иконостас был золотой, а алтарь серебряный»1.

Коллекционер и руководитель военно-исторического клуба «Штандартъ» Анатолий Анатольевич Педошенко поделился одной очень интересной и редкой фотографией 1918-1919 года. На ней мы видим вход в Шадринский Спасо-Преображенский собор, ещё не тронутый варварской рукой. Хоть фотография и не очень чёткая, но хорошо просматриваются детали внутреннего убранства западной части помещения (см. фото 2).

Всё это исчезло бесследно. Но не будем негодовать. Видимо, так должно быть. Не случайно в Евангелии есть повествование, как ученики с восторгом показывали Иисусу Христу здания храма. На что Он ответил: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено».

Есть документальный фильм про Киево-Печерскую лавру; дак её грабили то большевики, то фашисты на протяжении почти ста лет. И всё до конца не утащили. Её святыни и ценности сейчас разлетелись по всему земному шару. Но лавра восстала, как феникс из пепла. Это удивительно. Такова сила и красота нашей православной веры.

Вернёмся к фотографии столетней давности. Рассмотрим детали внутреннего убранства.

Краеведы располагают несколькими фотографиями главного придела с великолепным иконостасом: это восточная часть собора. А здесь перед нами – западная часть собора, вход в северный и южный придел. Это уникальное изображение! Что за сооружения мы видим справа и слева от входа?

В книге «Приходы и храмы Екатеринбургской епархии» (1902 г.) читаем: «Шадринский собор обладает частью святых мощей св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и частицами свв. мучеников Игнатия и Вениамина. Каким образом и когда собор получил эту святыню, об этом точных сведений не имеется. Частицы этих мощей покоятся в серебряных ковчегах, которые поставлены в двух особо устроенных в 1894 году для сего киотах, установленных около иконостасов придельных алтарей по обе стороны прохода между ними в главный летний храм. Резные вызолоченные киоты эти имеют вид небольших часовенок, стенки которых сделаны из бемских стекол» (стр. 459). Значит, эти самые часовенки мы и видим на фотографии справа и слева.

В соборе и в Шадринском уезде в целом было такое почитание святого праведного Симеона Верхотурского, что собор в некоторых исторических источниках называется не Спасо-Преображенским, а собором в честь Симеона Верхотурского. В разных уголках России можно видеть православные иконы, на которых вместе изображены св. Николай Чудотворец и св. Симеон Верхотурский: так они были близки русскому человеку и особо почитаемы в нашей стране.

Как отразились события 1917 года на жизни храма? 1 августа 1916 г. отец Николай Бутки́н был назначен благочинным Шадринских церквей и настоятелем Спасо-Преображенского собора. Смена власти, гражданская война… В одной из листовок того времени отец Николай разъясняет: «Советы – пустое слово. Схоластика и страх перед Богом. Тёмные бродячие лица, которые появились среди крестьян, сеют страх, лихолетие». В декабре 1918 года в Спасо-Преображенском соборе г. Шадринска официально открылось приходское братство в честь святого Симеона Верхотурского. «В день открытия братства в его члены записалось 66 человек. Братчики активно занимались помощью пострадавшим от революционных перемен семьям (помогали независимо от того, по чьей вине – белых или красных – семья потеряла кормильца). Овощи с посаженного и общими силами взращиваемого огорода собирались и развозились братчиками по всем опекаемым семьям. Одна из братчиц говорила: «Вот большевики только собираются устраивать равенство и братство, а Церковь уже сделала это». Важнейшей заботой братства являлось церковное воспитание детей. Отец Николай начинает по праздникам собирать детей в соборе. Первый раз – 14 (1) января – детей собралось довольно много, несмотря на сильный мороз: до 150, школьного и дошкольного возраста, от 3 до 12 лет, преимущественно детей бедноты»2.

«В июне 1919 г. отец Николай с детьми 9-13 лет предпринял путешествие в Далматовский монастырь. В Шадринске ещё остались люди, которые вспоминают это как некое необычайное событие. Трудно представить: гражданская война, голод, красные сменяют белых, белые – красных, кровь льётся рекой, (…) что за волшебное происшествие происходит в городе? (…) Через приобщённость к пространству красоты Божьего творения дети, в основном из семей городской бедноты, оказались в центре настоящего религиозного праздника» (там же, с. 296).

«Постановлением от 22 февраля 1926 г. в Шадринский окружной исполком направляется дело о закрытии Симеоновского братства при Спасо-Преображенском соборе. Причиной закрытия названо то, что «деятельность братства и его членов проявляются: а) в деле проповеди Евангелия и религиозно-нравственного просвещения под руководством приходского пастыря в приходском храме; б) в братской взаимопомощи и приходской благотворительности; в) в попечении о благолепии храма и поддержании на должной высоте церковной службы». То есть властью усмотрено, что братство, являясь религиозной организацией, по существу, ведёт общественную деятельность (воспитывает людей и помогает им жить), а это является нарушением постановления Народного комиссариата от 24 августа 1918 г., которым проводится в жизнь декрет об отделении церкви от государства» (там же, с. 297).

После закрытия собора в 1930-х годах были утеряны все святыни и ценности храма. И только совсем недавно частица мощей св. Симеона Верхотурского вновь привезена в Шадринский собор из Верхотурья (см. фото 4). По пятницам здесь совершается молебен этому святому с крестным ходом вокруг храма (см. фото 5).

1В.Н. Иовлева. О том, что в памяти. — Шадринск, 2014 г. – С. 90.

2Буткин Николай, прот. Роман «Виноградари. Ч. 1. Сеятель» (вступит. статья С.Г. Буткиной. //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Выпуск 2 (8)/2014 г. – Екатеринбург, 2014. – С. 295.

Ольга Тимофеева.

Март 2021 г.

Фото 1. Начало 20 века. Спасо-Преображенский собор с колокольней в г. Шадринске.
Фото 1а. Сентябрь 2020 г. г. Шадринск. Собор в честь Преображения Господня. Колокольня разобрана.
Фото 2. 1918-1919 г. Вход в собор. Фото сделано чехословаками, стоявшими в ту зиму в Шадринске. Фото предоставлено А.А. Педошенко.
Фото 3. Ноябрь 2020 г. Этот же вид.
Фото 4. Январь 2021 г. Частица мощей св. прав. Симеона Верхотурского в Спасо-Преображенском соборе.
Фото 5. Январь 2021 г. Отец Дионисий Долганов во время крестного хода вокруг Спасо-Преображенского собора после молебна св. Симеону Верхотурскому.

Написать комментарий