Традиционный костюм Шадринского края

Каждый человек должен знать историю и традиции своего народа, своей культуры. Многое из того, что сделано народом, заслуживает восхищения, служит источником гордости и примером для подражания нынешнему и будущему поколениям. Вопрос о традициях актуален во все времена и всегда интересовал историков, художников и дизайнеров.

Национальный русский костюм – важная часть традиционной культуры. Современный человек не должен оставаться равнодушным к традициям, к тому, что веками создавал народ и сегодня является достоянием культуры.

С 6 лет я занимаюсь русскими народными танцами в коллективе «Соцветие». Мы изучаем танцевальные традиции русского народа и выступаем на мероприятиях города. Мы танцуем в ярких нарядных костюмах, сшитых в народном стиле. Я решила узнать о русском народном костюме как можно больше.

Из беседы с Натальей Павловной Скрипилевой, заведующей учебным отделом Центра русской народной культуры «Лад» я узнала, что на традиционный костюм Курганской области наложил отпечаток факт переселения народов из центральной России и из северных губерний.

В 17-18 веке женский костюм нашей местности состоял из сарафанного комплекса: головной убор, рубашка (её называли «рукавчики») и сарафана. Сарафаны были косоклинными, распашными и нераспашными. Сохранился особенный для нашей местности сарафан – это старообрядческий сарафан-горбун. Поверх него носили душегрею из шёлка и парчи. Головным убором незамужних девушек служила перевязка – парчовый обруч, вышитый жемчугом. Замужние женщины носили сороку–шапочку, украшенную вышивкой и бисером.

В середине 19 века молодежь предпочитала косоклинному сарафану более модный –круглый. Сарафан из пестряди – ткани в клетку – носился с поясом, на котором были вытканы слова песен и пожеланий. Праздничные и свадебные рубахи шились из тонкого холста с широкими, собранными на кисти руки рукавами, с вышитым узором по подолу, у ворота и на рукавах, на шее носили разноцветные бусы, нити янтаря, жемчуга. Молодые девушки в будни заплетали волосы в косу с красной лентой, а в праздники вплетали в нее целый букет лент разных цветов. Замужние женщины-молодухи покрывали голову платком, под который надевали повойник.

На рубеже 19 и 20 веков сарафан уступает место комплексу одежды, который назывался «парочка», он состоял из коротайки – укороченного жакета– и юбки. Парочки были нарядной и свадебной одеждой. Повседневной одеждой горожанок и крестьянок была рубашка и юбка с фартуком-запоном. В Шадринском крае носили фартуки черного, зеленого и бордового цветов. Праздничные запоны богато украшались тамбурной и синелевой вышивкой, а по нижнему краю – кружевами и оборками.

Мужской костюм на протяжении веков состоял из рубашки и портов – широких штанов из плотной ткани. Рубашка обязательно подвязывалась поясом. В Зауралье носили рубашки-косоворотки для того, чтобы не виден был нательный крест. Особенность зауральского мужского костюма – портянки, украшенные вышивкой или кружевом, которые надевались поверх сапог. Уральские казаки часто носили кубанку– шапку из каракуля с синим верхом.

В крестьянской среде в старые времена носили лапти из лыка или кореньев. Позже в будни женщины носили чирки, а по праздникам – черевички. Мужчины носили сапоги-бутины. Зимой носили пимы и унты. В более поздние времена модницы щеголяли в ботиночках на «калбучках» (не «каблучках» – это местный говор) и красных сафьяновых сапожках. В нарядной одежде преобладал красный цвет. Самый красивый, самый яркий наряд женщина носила в первый год после замужества.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сословия, женатый или холостой, чем занимается.

Сегодня эти старинные костюмы, бережно сохраненные в бабушкиных сундуках и собранные учеными-этнографами украшают музейные залы и вызывают наше восхищение, служат вдохновением для дизайнеров нашего времени.

Список литературы:

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм, путешествие с севера на юг.- Санкт-Петербург, «Паритет», 2005.
2. Блейз А. История в костюмах: от фараона до денди.- Москва. 2003.
3. Ефимова Л.В. Костюм в России. XV-нач. XX века.-Москва. 2000.
4. Каминская Н.М. История костюма. – Москва.1977.
5. Латышева Г.П. Москва и Московский край в прошлом.- Москва.1973.
6. Шульгина А. Костюмы для танцевальных коллективов.- Москва.1974.
7. Медведевских В.C. Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья.- Курган. 2012
8. Толчева Ю.В. Русский народный костюм как важная составляющая современного костюма// http://rae.ru/forum2012/6/33
9. Россия в моде: славянский стиль как тенденция //http://www.liveinternet.ru/users/tatiana5/post357828373
10. Дизайнерская одежда в русском стиле// http://womanadvice.ru/russkiy-stil-v-odezhde#ixzz3ZI0XbYZJ

Вьюшкова Екатерина,
МКОУ «Лицей №1», 4 кл.,
рук. Расковалова С.А.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VII этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (2 октября 2015 г.).

Написать комментарий