Владимиро-Богородицкая церковь с. Глубокого

В 1862 году между деревнями Могильное (так ранее называлось Глубокое) и Раевой (современная часть с. Глубокое) заложили каменную церковь.

Ранее эти деревни входили в состав прихода Николаевской церкви г. Шадринска, а в 1853 году были приписаны к приходу с. Ичкинского после открытия в нём Сергиевской церкви.

Строительство храма и дома для священнослужителей в Могильном велось на деньги прихожан, и было закончено в 1874 году. 7 октября (по старому стилю) того же года по указу Пермской духовной консистории провели освящение храма во имя Владимирской иконы божьей матери. Указом Святейшего синода от 24 июня 1876 года за № 2386 церковь села Могильного стала самостоятельной, в неё назначили служить священника и псаломщика.

12 января 1881 года во Владимиро-Богородицкой церкви случился пожар, вследствие чего престол сдвинули с места. В этом же году храм отремонтировали, и 14 марта того же года освятили во второй раз. Общее число прихожан (от всех населённых пунктов) составляло 3160 человек. Церковно-приходская школа при церкви была учреждена в 1888 году.

Вот как описывали очевидцы внешний вид церкви в 1887 году.

«Здание каменное, одноэтажное, колокольни в настоящее время нет, поэтому колокола помещены на четырёх столбах временной звонницы в ограде церкви. При церкви имеется выстроенный на церковной площади деревянный амбар с водруженным посреди него крестом, предназначенный для временного сохранения умерших, если в том встретится надобность. В пределах прихода есть одна деревянная часовня во имя Святого Николая Чудотворца, построенная в деревне Медвежье в 1896 году».

Иконостас во Владимиро-Богородицкую церковь перенесли из Николаевской церкви г. Шадринска. Вовращаясь немного назад, отметим, что изначально в Никольский храм был заказан четырёхярусный девятичастный иконостас с богатой декоративной отделкой. При чётко выраженных ярусах иконопись обрамлялась сложными полуколоннами: в первом ярусе – два декоративных купола, верх центра царских врат заканчивался полукуполом, боковые навершия отличались сложными конфигурациями с накладной резьбой. Вся резьба золотилась, так как золото являлось символом божественного сияния света.

При замене иконостаса в Николаевской церкви старый решили перенести в Могильскую церковь; именно поэтому общие очертания иконостаса впоследствии не согласовывались с внутренним объемом церковного здания. Конечно, после переноса и сборки подновлялась живопись, позолота и какие-то отдельные детали. Живопись третьего яруса отличалась большой простотой, и по стилю она ближе к народным мастерам. Пластика иконостаса с элементами барокко великолепно сочеталась с народным декором народной резьбы.

Ограда церкви каменная, с железной кованой решёткой по верху. Вокруг церкви в ограде по периметру росла акация, а с восточной стороны за церковью – небольшой сад. Здесь росли кусты сирени, черёмухи и несколько стволов берёзы. За оградой в сторону Раевой находилась просторная площадь, где было отведено место для стоянки лошадей с повозками. В большие праздники на службу из деревень Медвежьей и Ерзовки приезжали на лошадях. Вдоль северной стороны ограды стояла коновязь (толстая слега на столбиках), за которую привязывали лошадей. Здесь же, ближе к Раевой, были установлены круглые качели, так называемые «гигантские шаги».

В пасхальную неделю площадь после службы в церкви заполнялась прихожанами. Устраивались игры, качание на качелях. Здесь могильские женихи высматривали приезжих невест из других деревень, а приезжие женихи старались познакомиться с богатыми могильскими невестами.

За территорией церкви (в юго-восточную сторону) на расстоянии 300-400 метров начиналось сельское кладбище. От кладбищенской изгороди проулок на Межеушку был перекрыт воротами. Сюда деревенские мальчишки бегали «открывать ворота» на въезд в деревню. Проезжающие через село награждали за услугу пацанву кто чем мог: кто пряником, кто конфеткой или кренделем, а больше всего бросали копейки.

Более полусотни лет служила людям Владимиро-Богородицкая церковь, являясь центром духовной и культурной жизни села, радуя прихожан своей величественной красотой, мелодичным звоном колоколов, который слышен был в деревнях Медвежьей и Ерзовке.

После 1930-х гг. из церкви начали растаскивать иконы, церковную утварь. Потом здание просто закрыли на замок, и оно долгое время стояло закрытым. Через некоторое время здесь стали хранить зерно, но храм еще долгое время радовал людей своей величественной красотой. В настоящее время во Владимиро-Богородицкой церкви ведутся восстановительные работы под руководством настоятеля храма, иерея Сергия (Нуртдинова).

Пётр Осинцев. Фото Анны Барашевой.

Написать комментарий