Значение «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» для шадринского краеведения

Газета «Екатеринбургские епархиальные ведомости» выходила с 19 апреля 1886 г. до 28 мая 1917 г. и состояла из 2-х разделов: официального и неофициального. Официальный раздел включал сведения:

а) о высочайших распоряжениях Святейшего Синода и местных епархиальных властей, их приказах, наградах, распоряжениях и пожалованиях;

б) списки вакантных мест в церковных причтах, наградах и перемещениях по службе духовенства и светских служителей Екатеринбургской епархии;

в) извещения о времени созыва епархиальных и окружных съездов духовенства, журналы и постановления этих съездов;

г) о ведомостях по суммам сборов в пользу различных обществ и ежегодных отчетов последних (1).

Газета была удобным средством распространения такой информации для Екатеринбургской консистории. Поэтому объем официального отдела ведомостей всегда был значителен.

Особое место на страницах газеты занимали материалы о деятельности екатеринбургских архипастырей: регулярно публиковались маршруты архипастырских визитаций епархии, дневники этих визитаций и хроника архиерейских богослужений в епархиальных храмах (2). Расположение таких материалов в официальном или неофициальном отделе могло варьироваться, но эта информация в издании присутствовала всегда.

Неофициальный раздел содержал материалы по истории образования отдельных населенных пунктов (3), строительству и освящению часовен и церквей, описания жития святых, некрологи деятелям церкви (4), толкования церковных понятий и беседы с представителями иных конфессий (5). Материалы неофициального отдела призваны были давать почву для размышлений по наиболее существенным проблемам церковно-общественной жизни: о взаимоотношениях причта и прихожан, о постановке духовного образования и нуждах церковно-приходских школ, о развитии миссионерской деятельности в епархии (особенно в относительно старообрядчества, поскольку Урал оставался одним из его эпицентров). Редакция придавала большое значение привлечению материалов «с мест», показывавших живую хронику церковной жизни, неоднократно обращалась к приходскому духовенству с просьбой присылать материалы, и на страницах газеты действительно были опубликованы очень интересные статьи и заметки местных авторов.

Так, например, на протяжении 1896 г., и частично 1897 г., в неофициальном отделе «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» публиковался дневник шадринского окружного противораскольнического миссионера, священника с. Осиновского Шадринского уезда Иоанна Уфимцева (6). Публикации дневника содержат ценные сведения по истории населенных пунктов Шадринского уезда, интересную информацию по старообрядчеству в конце XIX в. в Зауралье.

Побудительный характер для священно- и церковнослужителей епархии носило издание материалов, связанных с жизнью приходских попечительств и церковно-приходских школ – редакция стремилась утвердить приходское духовенство в мысли о повсеместном активном участии причтов в жизни приходских общественных организаций и необходимости живейшего участия в нуждах церковных школ.

Так, из материалов «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» мы узнаем, что в 1912 г. школьное учительство духовенства г. Шадринска находилось «на подобающей высоте» (7). В городе и окружающих его деревнях имелось 16 разных учебных заведений, начиная с реального училища и женской гимназии, и кончая церковноприходскими школами. Во всех этих учебных заведениях шесть священников и пять дьяконов проводили занятия по Закону Божьему. Экзаменами, произведенными в апреле и мае 1912 года, было установлено, по отзывам руководств учебных заведений, что успехи учащихся по Закону Божьему лучше, чем по другим предметам. Церковноприходские школы были открыты в следующих приходах: при Спасо-Преображенском соборе – одна городская женская (110 учащихся) и две школы грамоты, помещавшиеся в деревнях Бакалде (48 учащихся) и Мыльниковой (33 учащихся); в Николаевском приходе – мужская церковноприходская (100 учеников) в городе и школа грамоты в д. Погорелке (69 учащихся). При Флоро-Лаврской церкви находилась женская церковноприходская школа с 112 учащимися. Во всех школах девочкам преподавалось рукоделие. Учащиеся Соборной и Флоро-Лаврской школ обучались церковному пению. На содержание школ в предыдущем, 1911 году, было израсходовано 36448 рубля. Из этой суммы, не более 10 % приходилось на долю церквей и церковноприходских попечительств, остальное покрывалось из других источников, в том числе различных благотворителей.

В дореволюционный период была сильна образовательно-воспитательная функция церкви, которая выражалась в организации учебных заведений духовного плана и ежегодной публикации списков учащихся в них – прежде всего, в Далматовском училище и Пермской духовной семинарии, создании церковных обществ (с указанием их членов и пожертвований на их развитие). К примеру, из отчетов Екатеринбургского комитета Православного миссионерского общества, мы можем узнать, что отец известного путешественника и писателя К.Д. Носилова – священник Дмитрий Иванович Носилов – был одним из членов этого общества с самого основания комитета (8).

Что касается других церковных обществ Шадринского уезда, например, церковноприходских попечительств, то в том же 1912 г. они имелись при следующих церквях г. Шадринска: при Николаевской церкви с 1887 г., капитал попечительства составлял 1173 руб. 59 коп.; при Владимирской церкви, с капиталом попечительства, вследствие окончания в 1912 г. постройки дома для священника, всего в сумме 68 руб. 5 коп.; при Флоро-Лаврской церкви также с 1887 г., с капиталом – билетами 1000 руб. и наличными 246 руб. 54 копейки (9). Благотворительность же, присущая черта многих шадринцев, по случаю неурожая 1911 г. проявилась в большой степени. Так, например, попечительница Николаевской церковноприходской школы, купеческая вдова Д.Л. Лысова за свой счет с октября 1911 до мая 1912 г. содержала столовую для 30-ти беднейших учеников школы, а к праздникам Рождества Христова и Святой Пасхи снабдила их необходимой обувью и одеждой. Благодаря ей, дети были сыты, одеты и обуты. Нашлось немало лиц и из местных жителей, которые деньгами и пищевыми припасами доставляли местному Благотворительному комитету средства к содержанию в течение зимы 2011-2012 гг. нескольких сотен нуждающихся. Причем, большинство таких благотворителей скрыли свои имена.

«Екатеринбургские епархиальные ведомости» были призваны способствовать развитию благотворительности на Урале. Традицией того времени было обращение всех благотворительных организаций, как общероссийского, так и регионального уровня, к церкви за содействием в сборе средств. Поэтому на страницах ведомостей всех епархий, в том числе и Екатеринбургской, регулярно публиковались воззвания, объявления различных общественных организаций с призывом к пожертвованиям, отчеты некоторых из них в использовании средств. Епархиальное начальство извещало на страницах газеты о награждениях и преподанных благословениях жителям епархии за благотворительность. В годы русско-японской войны и Первой мировой войн газета публиковала хронику епархиальной благотворительности в пользу семей воинов, открытия и деятельности лазаретов. Огромный массив информации по церковной благотворительности, в том числе и по Шадринскому уезду (10), содержащийся в газете, еще ждет своих исследователей.

В неофициальном отделе «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» был опубликован также целый ряд исторических источников из местных архивов. Так, были изданы ценные находки из монастырских и приходских архивов Зауралья: «Древнейший синодик Далматовского Успенского монастыря Екатеринбургской епархии» (1902 г.) (11), «Из истории духовенства Шадринского уезда» (1915 г.) (12), «Стихотворения покойного о. архимандрита Антонина» (1900 г.) (13).

В 1917 г. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» постигла та же судьба, что и другие епархиальные издания по всей России. Как не отвечающее духу нового времени, издание епархиальных ведомостей было прекращено. В апреле 1917 г. вышла новая газета «Известия Екатеринбургской церкви», которая в мае этого года стала официальным органом печати епархии.

Таким образом, «Екатеринбургские епархиальные ведомости» являются одним из непосредственных источников по предварительному выявлению информации о лицах духовного звания в Шадринском уезде (их назначениях, наградах, перемещениях, некрологах); строительстве и освящении часовен, церквей, храмов и монастырей; деятельности местных учебных заведений (школ и училищ), церковных и миссионерских обществ. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» были одним из каналов проведения церковных преобразований в епархии, и материалы газет представляют особый интерес для изучения основных направлений, форм и темпов церковных реформ конца XIX – начала XX веков.

До начала XXI в. не существовало единого указателя содержания «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» (кроме произвольного переплета оглавлений журналов, сделанного известным уральским краеведом В.П. Бирюковым). Следовательно, не было именного ключа авторов и персоналий, упоминающихся в них; не было и географического ключа, по которому можно было бы определиться в нахождении причтов, приходов и церквей в определенной местности; не существовало и алфавитного указателя. И только в преддверии 125-летнего юбилея Екатеринбургской епархии был издан электронный вариант «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» и аннотированный указатель к ним (14). Издание сопровождалось выходом коллективного труда «История Екатеринбургской епархии» (15), в котором можно встреть множество сведений по дореволюционной церковной истории Шадринского уезда Пермской губернии.

История православия в Зауралье – одно из важнейших направлений исследований для сотрудников Шадринского краеведческого музея. С переездом в новое здание в 2008 г., под показ дореволюционной истории христианства в Шадринске в музее был выделен отдельный зал (16). Музейные работники поставили себе задачу целенаправленно заниматься изучением церковной истории Зауралья (17). В этой работе, безусловно, важным является изучение православия на основе хранящихся в музее экспонатов (18). Тем не менее, значимы в подобной деятельности и публикации на основе дореволюционной религиозной литературы и периодических изданий (19). В научной библиотеке музея хранятся отдельные тома ежегодных переплетов выпусков «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» (20). С выходом электронного издания газеты и аннотированного указателя к нему изучение истории христианства в Шадринском уезде должно выйти на совершенно новый уровень. Важнейшие направления исследований газеты были указаны нами выше. Все вместе они могут быть обозначены как церковное краеведение Зауралья.

Объектом изучения церковного краеведения является церковная культура в ее прошлом и настоящем, а именно: церкви, монастыри, часовни, некрополи, чтимые и чудотворные иконы, и другие памятники материальной культуры. К предмету церковного краеведения относятся разнообразные духовно-религиозные связи и отношения, история и судьбы церковно-общественных учреждений и обществ, организация управления епархией, формирование церковных архивов. Церковное краеведение относится к наиболее слабо изученным областям краеведения. Комплексное изучение памятников и явлений религиозной культуры г. Шадринска практически прекратилось в советскую эпоху. Между тем, православная церковь и ее институты играли важнейшую роль в истории и культуре России, а большую часть сохранившегося исторического наследия составляют культовые памятники. Сегодня нам пора узаконить церковное краеведение, сущность и ценность которого не менее важна, чем у светского краеведения.

Развитие церковного краеведения Зауралья – важнейшая задача современных исследователей. Существенным в заявленной деятельности является работа с «Екатеринбургскими епархиальными ведомостями», особо значимым периодическим изданием, содержащим множество источников по истории христианства в Шадринском уезде Пермской губернии. Свою лепту в изучение этих исторических источников и последующую публикацию материалов по церковному краеведению внесут и сотрудники Шадринского краеведческого музея.

1. Среди ежегодных отчетов большой интерес для шадринского краеведения представляют отчеты Екатеринбургского комитета Православного миссионерского общества, проводившего активную миссионерскую деятельность среди мусульманского населения Шадринского уезда Пермской губернии. – См. № 6 в списке публикаций.
2. Материалы архипастырских визитаций по Шадринскому уезду служат в настоящее время источником для краеведческих публикаций разных исследователей истории православия в Зауралье. – См, например: Сычева Е. Событие духовного значения. Визит владыки в г. Шадринск в начале ХХ века // Шадринский гусь. 2009. Апрель. С. 4.
3. К примеру: Арефьев В. Вознесенское село Шадринского уезда // Екатеринбургские Епархиальные Ведомости (далее – ЕЕВ). 1895. № 32. C. 841- 847; № 33. С. 871- 875; № 34. С. 901- 905; № 35. С. 937-944.
4. См., например: Кокосов И., свящ. Василий Маркович Флоринский // ЕЕВ. 1899. № 6. Отдел неофициальный. С. 161-163; Носилов К., духовный сын его. Памяти протоиерея Николая Михеевича Первушина (некролог) // ЕЕВ. 1912. № 42. Отдел неофициальный. С. 1015-1018.
5. Достаточно массовый характер в газете носили материалы о внутренней миссии – репортажи о беседах противораскольнических миссионеров со старообрядцами. – См., например, подобные по шадринскому расколу. – Обтемперанский А.И., епархиальный миссионер. О вечности священства. Беседа екатеринбургского епархиального миссионера с нетовским начетчиком А. Коноваловым (Происходившая в с. Казаковском, Шадринского уезда, 6 ноября 1902 года) // ЕЕВ. 1903. № 1–2. Отдел неофициальный. С. 16-24; № 3. С. 72-78; № 4. С. 103-113; № 5. С. 153-161.
6. Иоанн Николаевич Уфимцев, 1872 г. рождения, закончил Пермскую семинарию, после нее служил священником в с. Осиновском Шадринского уезда, был шадринским окружным миссионером, в 1897 г. был переведен в Екатеринбург, в Екатерининский собор. Впоследствии продвинулся по службе до сана протоиерея, стал редактором неофициальной части «Екатеринбургских Епархиальных Ведомостей». – См. о нем в именном указателе. – Нечаева М.Ю. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886 – 1917 гг.: Аннотированный библиографический указатель. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – С. 676.
7. Дневник Его Преосвященства, Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, по обозрению церквей в августе месяце 1912 года // ЕЕВ. 1913. № 1. Отдел неофициальный. С. 14.
8. Отчет Екатеринбургского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1887 год // ЕЕВ. 1888. № 19. Отдел официальный. С. 446.
9. Дневник Его Преосвященства… С. 15.
10. См., например: Письмо Его Высоко превосходительства, господина исправляющего должность обер-прокурора Святейшего Синода, от 16 декабря 1915 года за № 12333, на имя Его Преосвященства [о воспоследовавшей высочайшей благодарности за сделанное духовенством 3 округа Шадринского уезда пожертвование на военные нужды] // ЕЕВ. 1916. № 2. Отдел официальный. С. 3-4.
11. Е.Н. Древнейший синодик Далматовского Успенского монастыря Екатеринбургской епархии // ЕЕВ. 1902. № 15. Отдел неофициальный. С. 609-613.
12. Игнатьев А., свящ. Из истории духовенства Шадринского уезда // ЕЕВ. 1915. № 38. Отдел неофициальный. С. 667-673; № 39. С. 680-685; № 40. С. 695-699.
13. Стихотворения покойного о. архимандрита Антонина (по поводу столетия Пермской Духовной семинарии) [публикация М. Капустина] // ЕЕВ. 1900. № 22. Отдел неофициальный. С. 673-689.
14. Нечаева М.Ю. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1886–1917 гг.: Аннотированный библиографический указатель. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 680 с.
15. История Екатеринбургской епархии / Главацкая Е.М., Мангилева А.В., Манькова И.Л., Мусихин В.А., Нечаев М.Г., Нечаева М.Ю. Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2010. 552 с., илл.
16. Рыбина В.А. Новый зал Шадринского краеведческого музея. Из истории сбора экспонатов // VIII Зыряновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курган, 2010. С. 166-167.
17. Именно поэтому, настоящая статья не рассматривает историографию исследований «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» шадринскими краеведами, хотя, безусловно, последние активно использовали эту газету в своих публикациях. Задача нашей статьи, скорее, показать значение Ведомостей в будущей работе научных сотрудников Шадринского краеведческого музея по изучению истории христианства в Зауралье.
18. См., например, статьи в СМИ: Беспокойный А. Вера в торжество праведности // Ваша Выгода. 2014. 27 мая. № 41 (1104). С. 8; или же отдельные издания сотрудников музея: Раритеты коллекции Шадринского музея. К 90-летию со дня основания Шадринского Научного Хранилища / Сост. Русакова Ю.Е., Сычева Е.Н., Зуева М.И. Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом печати», 2007. С. 4-7, 9, 17-18, 21.
19. Например, Беспокойный А. Известнейший сын Шадринского края. К 120-летию смерти архимандрита Антонина Капустина посвящается… // Ваша Выгода. 2014. 22 июля (№ 57). С. 7; Рыбина В.А. Поэт Андрей Капустин // Зыряновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции «XII Зыряновские чтения». Курган, 2014. С. 179-181.
20. См.: Сычева Е.Н. Книжное собрание Шадринского краеведческого музея // IV Зыряновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курган, 2006. С. 162-163.

Беспокойный Александр Викторович,
краевед.

P.S. Из сборника «Приисетье в пространстве и времени», выпущенного по итогам VII этнолого-краеведческой конференции, посвящённой памяти М.Г. Казанцевой (2 октября 2015 г.).

Написать комментарий